Считается, за редким исключением, что пассивный кандидат лучше активного. Пассивный — это тот, кто не ищет работу (читай: всегда востребован). Например, современный IT-рекрутинг фактически полностью построен на работе с пассивными кандидатами, да и другие сферы, где не стоит очередь из кандидатов. Пассивный не значит, что не готов рассмотреть ваше предложение; это значит, что человек востребован, но всегда готов выслушать интересное предложение. И об этом следует помнить.
Архив рубрики: Работодателям
Многословие на собеседовании. Это плохо или не очень?
Иногда приходится слышать от рекрутеров о том, что кандидат на интервью оказался неразговорчивым, что для него, скорее, является минусом и сигнализирует о том, что интерес к вакансии и к компании в целом невелик. Но бывает и наоборот, когда кандидат говорит так много, что интервьюеру невозможно вставить слово. Тоже плохо. Да и рекрутеры ведут себя по-разному. Читать далее
«Будьте добры, помедленнее! Я записываю…»
Недавно одна моя знакомая, владелец рекрутинговой компании, написала пост, в котором задала вопрос: «Как вы относитесь к записи собеседования?». Вопрос этот не новый, в последние годы он активно обсуждается с разных точек зрения: юридической, этической и в отношении того, зачем это нужно и что это дает компании? Попробуем разобраться с этим, тем более что с развитием технологий проблема обостряется, проводится много видеоинтервью, что еще больше стимулирует к записи и хранению подобной информации.
Зеркальное поведение в коммуникациях
У меня во времена тинейджерства был знакомый, который немного заикался. Мы были в довольно хороших отношениях, однажды даже ухаживали за родными сестрами, он за старшей, я за младшей. Во время общения с ним я тоже немножко начинал заикаться, причем в общении с другими этого не происходило. Тогда я не знал, в чем, собственно, прикол. Лишь когда я был студентом, преподаватели-психологи рассказали о таком явлении, как «изопраксизм». Наверное, многим приходилось с этим сталкиваться. Это когда вы с собеседником вдруг произносите одновременно одно и то же слово. Изопраксизм может увеличивать «раппорт» — еще один термин из психологии, который означает близкие и гармоничные отношения, когда люди находятся в согласии друг с другом, понимают чувства или идеи друг друга и легко общаются. Зеркальное поведение может использоваться в деловом общении, чтобы установить контакт с другим человеком и улучшить взаимопонимание. Итак, что же это такое и как это можно использовать в коммуникациях, например, во время интервью или беседе с руководителем?
Что такое изопраксизм?
Изопраксизм, или зеркальное (синхронное) поведение, — копирование движений, поз, мимики, манеры речи и слов собеседника. Оказывается, когда нам комфортно, мы подсознательно начинаем копировать поведение собеседника. Но можно это делать и сознательно для того, чтобы установить контакт с человеком, например, с рекрутером или нанимающим менеджером на собеседовании. Такое отзеркаливание приводит к взаимному ощущению комфорта и понимания, что, в свою очередь, может привести к повышению уровня сотрудничества между двумя людьми.
Но при этом надо помнить, что зеркальное поведение может либо помочь, либо ухудшить ваши шансы на улучшение взаимоотношений, поэтому его следует использовать умело, важно не перестараться. Если все сделано правильно, зеркальное поведение поможет вам лучше понять другого человека и повысить ваши шансы произвести впечатление. Старайтесь делать это естественно. Чтобы добиться такой естественности, нужно, чтобы человек, с которым вы взаимодействуете, если и не вызывал симпатию, хотя бы не вызывал антипатию, иначе будет довольно легко уловить, что вы притворяетесь.
Как использовать изопраксизм
Зеркальное поведение, как я уже написал, часто является бессознательным процессом. Очень хороший пример — зевота. Мы все знаем, что если зевает один, то это начинает делать и другой. Кстати, я где-то читал о том, что зевота особенно легко подхватывается, когда зевает симпатичный для вас человек. Но можно использовать зеркальное поведение и сознательно, правда, для этого потребуется тренировка. Вот несколько советов от экспертов.
Практикуйте зеркальное отражение регулярно.
Проще всего сосредоточиться на каком-то одном аспекте, например, на положении рук (просто имитируйте). Важно помнить, что отражение — это сонастройка, а не просто имитация ради подражания.
Обращайте внимание на зеркальное поведение во взаимодействиях других людей.
Как говорится, со стороны виднее, поэтому внимательно присматривайтесь к тому, как коммуницируют люди. Если нет примеров из реальной обстановки, находите, например, в фильмах.
Обращайте внимание на зеркальное поведение в собственных действиях.
Практически каждое взаимодействие содержит зеркальное поведение, просто обращайте на это внимание, когда взаимодействуете с кем-нибудь.
Не бойтесь в любой момент прекратить зеркальное поведение.
Во-первых, чтобы общаться с кем-то, необязательно следовать зеркальному поведению все время. Это всего лишь один из инструментов налаживания коммуникации, которые есть в вашем распоряжении. Более того, постоянное отзеркаливание выглядит неестественным. Во-вторых, бывают случаи, когда неправильно копировать язык тела другого человека. Например, если кто-то скрестил перед собой руки, то явно показывает, что хочет завершить разговор. Естественно, в таком случае не стоит зеркалить такое скрещивание. В-третьих, это иногда бывает опасно, например, руководитель откинулся на спинку кресла, всем своим видом показывая, кто тут главный. Как вы понимаете, зеркалить такое поведение не стоит.
Выводы
Зеркальное поведение — важный инструмент в коммуникациях. Он может приносить значительную пользу, но может иметь и неприятные последствия, если вы слишком увлечетесь им. Следует помнить, что подобное поведение помогает лишь в том случае, когда сопровождается положительными сигналами.
Лучшие слова для признания сотрудника
Можно долго рассуждать о том, что дела важнее слов. Например, известный актер Аль Пачино однажды сказал: «Один поступок перевесит безграничное количество слов». С этим сложно спорить, тем не менее слова имеют большое значение, например, в рабочих отношениях. Найти нужные слова для выражения благодарности за вовремя и качественно выполненную задачу, а если еще и публично, дорогого стоит и стимулирует еще большую вовлеченность, у большинства «вырастают крылья». Особенно это важно для руководителя, который хочет выразить признание сотруднику или команде. Не у всех подвешен язык, поэтому стоит потренироваться и поискать необходимые слова заблаговременно. Как уверяют эксперты, к этому следует подходить тщательно и целенаправленно.
Недавно в одном блоге я обнаружил подобный список слов, в котором выделены сначала пять ключевых слов и пять тематических групп по несколько слов. Составители уверяют, что эти слова оказывают положительное влияние (это доказано опытным путем) и могут быть именно теми, которые понадобятся в случае, если вы решили выразить признание сотрудникам в устной или письменной форме.
А нужен ли кандидату глубокий фидбек?
Около года назад в блоге я затронул тему о том, что делать кандидату, если он не получил фидбек от компании в лице рекрутера или HR-а. Тема довольно популярная, болезненная, и это несмотря на то, что автоматизация должна была бы несколько смягчить эту проблему (да, на глубину здесь не приходится рассчитывать, но хотя бы какая-то ясность (да или нет) была бы). Намедни я встретил интересный пост хорошо знакомого мне человека. Он обострил эту тему своим вопросом: «А нужен ли персонализированный фидбек кандидату? Возможно, лучше ограничиться шаблонным?». Мне захотелось порефлексировать над тезисами, которые, безусловно, заслуживают внимания. В общем и целом я с тоном поста согласен. Читать далее
Отправляйте резюме рекрутеру во второй половине воскресенья или…
На днях мне попалось исследование, где утверждалось, что людям, желающим добиться успеха, следует отправлять деловые письма по электронной почте во второй половине воскресенья. К такому выводу пришла одна компания, которая разрабатывает ПО на базе ИИ, помогающее организациям управлять коммуникациями. Компания проанализировала 8,7 миллионов электронных писем, отправленных через ее платформу за полтора года. Наиболее быстро и часто открывались письма, отправленные с 15:00 до 18:00 (94 %), а также письма, отправленные в промежуток с 18:00 до 21:00 (86 %) в воскресенье. Исследователи объясняют это просто: по воскресеньям в почтовых ящиках людей меньше конкурирующих писем, что увеличивает вероятность их просмотра. При этом часть писем просматривались в понедельник (оказывались в верхней части списка почтового ящика), когда адресат выходил на работу.
Стратегии в переговорах о зарплате
Можно ли на собеседовании договориться о более высокой зарплате? На самом деле можно, хотя и непросто. Факт, что большинство кандидатов боятся назвать, сколько они хотят получать. Для начала не стоит этого бояться — нужно побороть синдром заниженной самооценки и при этом научиться адекватно оценивать свои способности (от земли далеко отрываться тоже не стоит, а наглость не всегда второе счастье) и представлять их наилучшим образом, т.е. обладать хорошими коммуникативными навыками.
Коварный дедлайн
Дедлайн (от англ. deadline — «мертвая линия») — крайний срок выполнения задачи или работы. Меня давно интересовала тема, связанная с дедлайнами. Это слово прочно и быстро вошло в русский язык (далеко не все иностранные слова приживаются так быстро). А знаете, почему? Потому что со сроками у людей большие проблемы. И многие посчитали, что решить их можно с помощью дедлайна. На самом деле это ловушка: дедлайн очень коварен. Человек начинает откладывать выполнение задачи на последний момент. Об этом здорово на выступлении TED рассказал блогер Тим Урбан (рекомендую поискать это видео, оно есть с переводом на русский язык). Урбан здорово рассказал, что происходит, когда обозначен дедлайн, особенно такой долгий. Например, у него был год на написание «дипломной», все время он откладывал начало работы, в результате начал писать за три дня до дедлайна. И написал. Качество дипломной работы предсказуемо оказалось скверным.
NPS для менеджеров
Полтора года назад я написал о том, что такое eNPS . Это показатель лояльности сотрудников к своей компании, который отвечает на ключевой вопрос: «Какова вероятность, что вы порекомендуете компанию в качестве места работы своим друзьям и знакомым?». Это весьма популярный показатель, и я знаю белорусские компании, которые его применяют. Сейчас я вам расскажу о менее известном показателе — mNPS, который, на мой скромный взгляд, как говорят англичане, является underrated (недооцененным).