Я уже писал о красных флажках, но тогда речь шла о резюме. На этот раз речь пойдет о собеседовании. Будем считать, что красные флажки во время интервью — это сигналы, предупреждающие рекрутера о том, что кандидат, скорее всего, не подходит компании. Естественно, речь прежде всего о мягких навыках. Например, красный флаг может указывать на то, что кандидат безынициативный, с тайм-менеджментом у него не все в порядке. Это также может показать, что кандидат недостаточно проницателен или не учится на прошлых ошибках. Тревожные сигналы, перечисленные ниже, подскажут рекрутеру, какое решение принять.
Читать далееАрхив рубрики: Работодателям
Эмоциональный интеллект сам себя не разовьет
Тема, связанная с эмоциональным интеллектом, меня заинтересовала ровно 20 лет назад. Тогда мне посчастливилось познакомиться с несколькими светилами (например, Дэниелом Гоулманом) и даже сделать парочку интервью. С тех пор немало воды утекло и сейчас очень много говорят об эмоциональном лидерстве (управлении, основанном на эмоциональном интеллекте). Я пообщался с Денисом САНЬКО, консультантом по внедрению изменений и тренером по развитию лидерства, который рассказал о последних тенденциях в развитии эмоционального интеллекта на примере программы Search Inside Yourself.
Читать далееНа что уходят деньги при подборе персонала
Типичная ситуация, с которой, я уверен, сталкивались многие. Сотрудник идет к руководителю и просит о повышении зарплаты. В большинстве случаев ему отказывают, он в чувствах увольняется, на его место ищут другого человека, находят и платят ему зарплату такую, как просил уволившийся сотрудник или даже большую. А если посчитать затраты на подбор, то ситуация выглядит по меньшей мере странной и логично возникает вопрос: почему бы не дать сотруднику сразу то, что он просит, тем более если просьба была аргументированной? Про аргументированность я, конечно, загнул, в большинстве случаев сотрудники не умеют это делать и все сводится к нехватке денег на жизнь. Впрочем, у руководителя тоже есть резон не повышатью. Мне однажды сказали: «Как начнешь делать добрые дела, так конца и края им не будет». Другими словами, если руководитель повысит одному, то обязательно пойдет слух и к нему «не зарастет народная тропа». Я хочу рассказать не о том, как правильно вести разговор о повышении, а о том, куда могут уходить денежки.
Читать далееВрать или не врать? Вот в чем вопрос!
Врать или не врать рекрутеру в резюме или на собеседовании, приписывая, например, опыт работы? Казалось бы, ответ очевиден: не врать, тем более что правда всегда со временем выйдет наружу. Об этом пишут в статьях, об этом я сам неоднократно писал в журнале и блоге, об этом в интервью мне рассказывали и рассказывают рекрутеры и HR-ы. В конце концов врать — это неэтично. Но! Я недавно познакомился с результатами одного исследования, где утверждалось, что четыре из пяти резюме вводят интервьюера в заблуждение, а более половины содержат настоящую ложь.
Читать далееЧто такое мок-интервью и почему оно лучше фидбека от рекрутера?
В нескольких публикациях я затрагивал тему фидбека рекрутера кандидату по итогам интервью. Тема острая — рекрутеры ссылаются на нехватку времени (его не хватает не только на глубокий фидбек, а вообще на хоть какой-нибудь ответ). Кандидаты возмущены таким непрофессиональным поведением рекрутеров и отвечают при удобном случае таким же образом, например, гостингом. Можно возмущаться до бесконечности, но это вряд ли поможет получить необходимый вам полезный фидбек (возможно, там, куда вы проходили интервью, в принципе не могут его дать). Что делать?
Нюансы рекрутинга в социальных сетях
Считается, за редким исключением, что пассивный кандидат лучше активного. Пассивный — это тот, кто не ищет работу (читай: всегда востребован). Например, современный IT-рекрутинг фактически полностью построен на работе с пассивными кандидатами, да и другие сферы, где не стоит очередь из кандидатов. Пассивный не значит, что не готов рассмотреть ваше предложение; это значит, что человек востребован, но всегда готов выслушать интересное предложение. И об этом следует помнить.
Многословие на собеседовании. Это плохо или не очень?
Иногда приходится слышать от рекрутеров о том, что кандидат на интервью оказался неразговорчивым, что для него, скорее, является минусом и сигнализирует о том, что интерес к вакансии и к компании в целом невелик. Но бывает и наоборот, когда кандидат говорит так много, что интервьюеру невозможно вставить слово. Тоже плохо. Да и рекрутеры ведут себя по-разному. Читать далее
«Будьте добры, помедленнее! Я записываю…»
Недавно одна моя знакомая, владелец рекрутинговой компании, написала пост, в котором задала вопрос: «Как вы относитесь к записи собеседования?». Вопрос этот не новый, в последние годы он активно обсуждается с разных точек зрения: юридической, этической и в отношении того, зачем это нужно и что это дает компании? Попробуем разобраться с этим, тем более что с развитием технологий проблема обостряется, проводится много видеоинтервью, что еще больше стимулирует к записи и хранению подобной информации.
Зеркальное поведение в коммуникациях
У меня во времена тинейджерства был знакомый, который немного заикался. Мы были в довольно хороших отношениях, однажды даже ухаживали за родными сестрами, он за старшей, я за младшей. Во время общения с ним я тоже немножко начинал заикаться, причем в общении с другими этого не происходило. Тогда я не знал, в чем, собственно, прикол. Лишь когда я был студентом, преподаватели-психологи рассказали о таком явлении, как «изопраксизм». Наверное, многим приходилось с этим сталкиваться. Это когда вы с собеседником вдруг произносите одновременно одно и то же слово. Изопраксизм может увеличивать «раппорт» — еще один термин из психологии, который означает близкие и гармоничные отношения, когда люди находятся в согласии друг с другом, понимают чувства или идеи друг друга и легко общаются. Зеркальное поведение может использоваться в деловом общении, чтобы установить контакт с другим человеком и улучшить взаимопонимание. Итак, что же это такое и как это можно использовать в коммуникациях, например, во время интервью или беседе с руководителем?
Что такое изопраксизм?
Изопраксизм, или зеркальное (синхронное) поведение, — копирование движений, поз, мимики, манеры речи и слов собеседника. Оказывается, когда нам комфортно, мы подсознательно начинаем копировать поведение собеседника. Но можно это делать и сознательно для того, чтобы установить контакт с человеком, например, с рекрутером или нанимающим менеджером на собеседовании. Такое отзеркаливание приводит к взаимному ощущению комфорта и понимания, что, в свою очередь, может привести к повышению уровня сотрудничества между двумя людьми.
Но при этом надо помнить, что зеркальное поведение может либо помочь, либо ухудшить ваши шансы на улучшение взаимоотношений, поэтому его следует использовать умело, важно не перестараться. Если все сделано правильно, зеркальное поведение поможет вам лучше понять другого человека и повысить ваши шансы произвести впечатление. Старайтесь делать это естественно. Чтобы добиться такой естественности, нужно, чтобы человек, с которым вы взаимодействуете, если и не вызывал симпатию, хотя бы не вызывал антипатию, иначе будет довольно легко уловить, что вы притворяетесь.
Как использовать изопраксизм
Зеркальное поведение, как я уже написал, часто является бессознательным процессом. Очень хороший пример — зевота. Мы все знаем, что если зевает один, то это начинает делать и другой. Кстати, я где-то читал о том, что зевота особенно легко подхватывается, когда зевает симпатичный для вас человек. Но можно использовать зеркальное поведение и сознательно, правда, для этого потребуется тренировка. Вот несколько советов от экспертов.
Практикуйте зеркальное отражение регулярно.
Проще всего сосредоточиться на каком-то одном аспекте, например, на положении рук (просто имитируйте). Важно помнить, что отражение — это сонастройка, а не просто имитация ради подражания.
Обращайте внимание на зеркальное поведение во взаимодействиях других людей.
Как говорится, со стороны виднее, поэтому внимательно присматривайтесь к тому, как коммуницируют люди. Если нет примеров из реальной обстановки, находите, например, в фильмах.
Обращайте внимание на зеркальное поведение в собственных действиях.
Практически каждое взаимодействие содержит зеркальное поведение, просто обращайте на это внимание, когда взаимодействуете с кем-нибудь.
Не бойтесь в любой момент прекратить зеркальное поведение.
Во-первых, чтобы общаться с кем-то, необязательно следовать зеркальному поведению все время. Это всего лишь один из инструментов налаживания коммуникации, которые есть в вашем распоряжении. Более того, постоянное отзеркаливание выглядит неестественным. Во-вторых, бывают случаи, когда неправильно копировать язык тела другого человека. Например, если кто-то скрестил перед собой руки, то явно показывает, что хочет завершить разговор. Естественно, в таком случае не стоит зеркалить такое скрещивание. В-третьих, это иногда бывает опасно, например, руководитель откинулся на спинку кресла, всем своим видом показывая, кто тут главный. Как вы понимаете, зеркалить такое поведение не стоит.
Выводы
Зеркальное поведение — важный инструмент в коммуникациях. Он может приносить значительную пользу, но может иметь и неприятные последствия, если вы слишком увлечетесь им. Следует помнить, что подобное поведение помогает лишь в том случае, когда сопровождается положительными сигналами.
Лучшие слова для признания сотрудника
Можно долго рассуждать о том, что дела важнее слов. Например, известный актер Аль Пачино однажды сказал: «Один поступок перевесит безграничное количество слов». С этим сложно спорить, тем не менее слова имеют большое значение, например, в рабочих отношениях. Найти нужные слова для выражения благодарности за вовремя и качественно выполненную задачу, а если еще и публично, дорогого стоит и стимулирует еще большую вовлеченность, у большинства «вырастают крылья». Особенно это важно для руководителя, который хочет выразить признание сотруднику или команде. Не у всех подвешен язык, поэтому стоит потренироваться и поискать необходимые слова заблаговременно. Как уверяют эксперты, к этому следует подходить тщательно и целенаправленно.
Недавно в одном блоге я обнаружил подобный список слов, в котором выделены сначала пять ключевых слов и пять тематических групп по несколько слов. Составители уверяют, что эти слова оказывают положительное влияние (это доказано опытным путем) и могут быть именно теми, которые понадобятся в случае, если вы решили выразить признание сотрудникам в устной или письменной форме.