Эмоциональный интеллект сам себя не разовьет

Тема, связанная с эмоциональным интеллектом, меня заинтересовала ровно 20 лет назад. Тогда мне посчастливилось познакомиться с несколькими светилами (например, Дэниелом Гоулманом) и даже сделать парочку интервью. С тех пор немало воды утекло и сейчас очень много говорят об эмоциональном лидерстве (управлении, основанном на эмоциональном интеллекте). Я пообщался с Денисом САНЬКО, консультантом по внедрению изменений и тренером по развитию лидерства, который рассказал о последних тенденциях в развитии эмоционального интеллекта на примере программы Search Inside Yourself.

Денис, для чего тренеру нужен эмоциональный интеллект, не считая того, что тренинги по его развитию, наверное, отличный продукт, который можно продавать и зарабатывать?

— В первую очередь я консультант по внедрению стратегии и управлению изменениями и только во вторую — тренер. Для меня как стратега эмоциональный интеллект необходим чтобы замечать эмоции сотрудников, связанные с принятием и поддержкой изменений, помогать им находить смыслы и эмоциональные ресурсы чтобы совершать необходимые изменения на уровне «Я», а все остальное — частности. Если руководитель готов лично поддержать изменения, и таких руководителей большинство, значит, изменениям быть. Эмоциональный интеллект для тренера также очень важен, например, я замечаю как свои собственные эмоции, связанные с микрособытиями внутри тренинга, так и эмоции участников, мне легче с ними взаимодействовать, принимать, поддерживать. Да и вообще эмоции транслируют наше истинное отношение к переживаемому опыту — таким образом, будучи способным замечать свои и чужие эмоции, ты глубже погружаешься в происходящее, а дальше все зависит от того, что ты с этим готов и способен сделать.

Когда и при каких обстоятельствах вы познакомились с темой эмоционального интеллекта, как на тот момент оценивали свой уровень, ведь кому-то надо очень сильно его подтягивать, а кого-то, можно сказать, Всевышний одарил чуть ли не с пеленок?

— Начну с личного анекдота. HRD крупной компании, с которым я работал эдак лет 15 назад, сказал мне однажды: «Денис, ведь правда, ничего, кроме эмоционального интеллекта, не предопределяет наш успех в бизнесе? Вы со мной согласны?». Тогда я впервые узнал об эмоциональном интеллекте и своего мнения просто не имел. Помимо прочего, я из семьи спортсменов, а спортсмены, как известно, заточены на результат, поэтому чаще всего подавляют эмоции. Будучи воспитан в подобной культуре, признаюсь, что тонкости ЭИ мне дались далеко не сразу. С другой стороны, мне приходится тщательно прорабатывать каждый момент теории и практики для себя самого, таким образом приобретая надежную опору для своих студентов. Глубоко погрузился в данную тему я только в 2018 году, когда целый год сертифицировался на уровень тренера программы Search Inside Yourself. Уровень подготовки — запредельный. Но об этом чуть позже.

С тех пор как вы погрузились в тему, что скажете об эмоциональном интеллекте? Многие говорят, что за ним будущее.

— Тема становится популярнее, и да, многие говорят, что будущее за ЭИ. Но парадокс в том, что основа ЭИ — индивидуальная эмоциональная чувствительность, которую нужно не просто развить (то есть открыться своим и чужим чувствам), с ней нужно научиться жить и взаимодействовать. Не замечать эмоции значительно проще, и большинство из нас именно так и поступает. Обладать развитым эмоциональным интеллектом — не просто, так как со всей этой дополнительной информацией, которую ты получаешь в форме собственных эмоций и эмоций окружающих тебя людей, нужно что-то делать! Таким образом, ЭИ становится эмоционально-интеллектуальным вызовом и требует либо перестройки мышления, либо забвения. Помимо индивидуального вызова, который я только что описал, существует еще и академический: похоже, что сама система образования недостаточно работает с ЭИ, ведь большинство тренинговых компаний предлагает 1–2 продукта в этой области, и многие из них являются, скорее, ознакомительными. Так что, резюмируя, повторю, что не вижу существенного прогресса в данной области.

Роберт Хейр, известный психолог, как-то сказал о том, что среди руководителей очень много психопатов, и они очень востребованы в бизнесе, поскольку действуют решительно, используя людей как ресурс для достижения целей. Но у психопатов отсутствует эмпатия и у них точно большие проблемы с ЭИ. Что здесь не так?

— Все так. ЭИ отдельно, психопаты отдельно. Как мы с вами знаем, ориентация на результат, или целеустремленность, является одной из самых распространенных компетенций в лидерских моделях. Неудивительно, что психопаты, являясь самыми целеориентированными, идут по головам и добиваются своего, не выбирая средств. Им ЭИ не нужен, они вообще в силу такой всепоглощающей ориентации на результат не воспринимают людей как людей, скорее, для них они зависимые переменные, которые нужно использовать коль скоро этого требуют обстоятельства. Так что повторюсь: ЭИ отдельно, психопаты отдельно. Это не значит, что руководитель с высоким уровнем ЭИ не ориентирован на цель. Руководитель-эмпат отличается от руководителя-психопата в первую очередь тем, что первый создает комфортную среду в команде, которая, в свою очередь, добивается результата. Руководитель-психопат редко собирает команду, он, скорее, держит рядом с собой группу аккуратно разобщенных и по отдельности полезных экспертов.

Расскажите подробнее, как вы познакомились с программой SearchInsideYourself. Пишут, что она родилась в недрах Google.

— Я озаботился выбором шесть лет назад и буквально вручную перебрал все лучшие тренинги в мире. Их всего, справедливости ради, меньше пяти. Для бизнеса я выбрал, без сомнения, самый лучший — Search Inside Yourself. И неважно, что он создан крупной корпорацией, с привлечением того самого Гоулмана и многих других светил, главное, что он создан для инженеров-скептиков, которым нужно просто и доходчиво донести суть и связать ее с прикладной ценностью в работе. В этом смысле курс преуспел как внутри Google, так и снаружи: «гугловчане» записываются на курс заранее, внутри компании на него лист ожидания месяца на три вперед, он один из самых востребованных. Уже в 2012 году этот тренинг вышел за границы компании: создатели тренинга основали Search Inside Yourself Leadership Institute и сейчас обучают не только внутренних тренеров Google, но и внешних. Ежегодно они набирают около 60 новых тренеров на обучающий курс, который длится ровно год. Тебя обучают дзен-мастера с 30-летним и более опытом, профессора нейрофизиологии, ты находишься в команде с тренерами со всего земного шара — очень разношерстная компания. Для того, чтобы попасть в программу, кандидату нужно пройти тренинг в качестве участника, иметь подтвержденный опыт медитации (как минимум одна 10-дневная (и больше) випассана) и написать эссе о том, с какой целью он желает стать тренером в области эмоционального интеллекта с помощью техник осознанности.

Что представляет собой тренинг по развитию эмоционального интеллекта в рамках этой программы и как это все связано с таким понятием, как mindfullness?

— Эмоциональный интеллект с помощью техник осознанности — действительно особая тема, она не подходит для каждой компании. Mindfullness, или осознанность, в рамках самой программы определяется так: это фокусировка внимания на том, что происходит в данный момент в сознании, теле и внешнем окружении, с отношением искреннего любопытства и доброжелательности. Мне кажется, это очень мощный ориентир. Мы ведь очень редко оказываемся в моменте целиком, чаще всего мы живем в наших мыслях и фантазиях. По сути, программа начинается с обоснования эффективности техник осознанности в области эмоционального интеллекта с помощью множества исследований, проводившихся за последние 15 лет. Опираясь на результаты исследований, мы погружаемся в самоосознание, без которого эмоциональный интеллект попросту невозможен. Ключевой момент ЭИ — быть в контакте со своими переживаниями и эмоциями. Данный модуль посвящается тому, что же такое эмоциональная чувствительность и как ее развить. Изучив основу, мы двигаемся к саморегуляции и обучаемся влиять на свое состояние и выбирать ту реакцию, которую мы рады предъявить миру, а не реагировать на все машинально. Далее мы переходим к модулю мотивации и согласовываем свои намерения с ценностями. Следующий модуль — эмпатия, внимание к другим, создание атмосферы психологической безопасности. Здесь мы обсуждаем не только позитивные аспекты эмпатии: эмпатия, помимо прочего, может приводить к выгоранию руководителей, постоянно сочувствующих своим подчиненным. В рамках данного курса мы рассматриваем данный феномен и обучаем тому, как не застревать в переживаниях, а переключаться на поддержку и заботу о сотрудниках. Последний модуль объединяет все изученные знания в инструментарий, применяемый в лидерстве. Здесь нужно пояснить, что ключевой инструмент руководителя в плоскости осознанности — это лидерство на основе собственного примера. По сути, это лидерство служения и внимания к другим. В данном подходе, безусловно, есть свои ограничения, он подразумевает то, что ты выступаешь основной ролевой моделью, которая задает темп и определяет правила игры.

Какого прогресса можно добиться?

— Наибольшая ценность данной программы в том, что она является обзорно-ознакомительной — эдаким MBA в ЭИ с помощью техник осознанности. Пройдя ее, ты получаешь понимание имеющегося обширного инструментария, получаешь прямой опыт его использования и знаешь, где и что искать при необходимости. Мне кажется, это великолепная база. Далее, как и везде, требуются терпение, последовательность и целеустремленность. Эмоциональный интеллект сам себя не разовьет.

Насколько востребована тема у нас, где не такая уж благоприятная среда для использования ЭИ, как и само лидерство, как его принято понимать в цивилизованной среде?

— Лидерство и, как следствие, отношение к ЭИ определяется культурой каждой отдельно взятой компании. И даже там, где авторитаризм и вертикаль власти является доминирующей, существует множество компаний, культура которых подразумевает внимание и заботу о личности. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, скажу, что тема востребована. Более того, укажу на то, что поколение, рожденное в 2000-х, ставит во главу угла смыслы, которых не предлагают в авторитарных системах. Поэтому, имея выбор, кандидаты предпочитают те компании, где деньги и власть не являются смыслообразующими. Таким образом, при постоянно усиливающейся конкуренции за квалифицированные кадры развитый эмоциональный интеллект руководителей и сотрудников становится сильным магнитом для молодых и перспективных кандидатов.