Архив рубрики: Соискателям

Ответы на вопросы о том, как составить идеальное резюме, как вести себя на собеседованиях, как найти любимую работу, а также информация об обновлениях на портале и статистика вакансий от Praca.by.

Приемлемо ли курить во время онлайн-собеседования?

Кажется, что официоз уходит в прошлое, в т.ч. это касается и собеседований. Но все же при устройстве на работу, если речь не идет о какой-то креативной индустрии, лучше придерживаться правил деловой этики (например, в вопросе курения). С одной стороны, для многих вопрос о том, можно ли курить на собеседовании, может показаться очень странным. Действительно, ведь уже давно действует Декрет, где четко сказано о запрете курения в помещениях. Но, с другой стороны, собеседование ведь можно проводить и вне офиса, например онлайн, и довольно часто рекрутеры сталкиваются с кандидатами, которые считают курение вполне уместным, например, если они находятся у себя дома во время видеоинтервью. Иногда они прямо задают вопрос: почему нельзя курить во время дистанционного видеоинтервью? Такой вопрос вводит в ступор рекрутеров, в лучшем случае они отвечают, что это их раздражает. Но, согласитесь, такой ответ не выглядит убедительным (обязательно найдется кто-то, кто станет утверждать, что проблема в вас, и предложит подумать о том, почему так триггерит эта ситуация), хотя есть и другое мнение на этот счет, мол, не стоит скрывать недовольства, необходимо просто сказать, что вам не нравится, когда курят во время собеседования, и попросить воздержаться от этого. Но все же это выглядит как некий каприз рекрутера, который устанавливает правила. Поэтому попытаемся копнуть глубже и постараемся найти более весомые аргументы.

Читать далее

Поиск работы с помощью ИИ: расширение возможностей для кандидатов

Люди все чаще используют ИИ в своей работе. Такие приложения, как CoPilot, ChatGPT и Gemini, являются одними из самых популярных, а в начале этого года всех удивили китайцы, выпустившие DeepSeek, обваливший акции технологических компаний США и Европы. Такие продукты помогают экономить время, сосредоточиваться на самом важном в работе, становиться более креативными (иногда наоборот) и, в конце концов, получать больше удовольствия от работы. Учитывая столь значительное количество продуктов на основе ИИ, появившихся за последнее время, возникает вопрос: насколько этично их использовать? Например, недавно я написал о том, как ИИ используется во время видеоинтервью с применением дипфейк-технологии. Здесь все предельно ясно: это неэтично. Однако распространяется ли это на использование ИИ для составления резюме и сопроводительного письма, подготовки к собеседованию или ответов на вопросы работодателя? 

Читать далее

Долго работать на одном месте — это хорошо или плохо?

На современном динамичном рынке труда люди все реже стоят перед выбором: остаться работать в одной компании на длительный период или искать новые возможности в другом месте? Все больше людей просто выбирают частую смену работы, потому что так можно быстрее развиваться, налаживать важные контакты и, самое главное, так легче добиваться повышения зарплаты, и никакие контроферы от текущего работодателя не помогут удержать сотрудника, разве что кратковременно. Единственным сдерживающим фактором является отношение к таким людям рекрутеров и эйчаров. Кажется, что они по инерции все еще с подозрением относятся к тем, кто слишком часто меняет работу. Я решил порассуждать о преимуществах и недостатках длительного пребывания в одной компании, что, возможно, кому-то поможет принять взвешенное решение относительно своей дальнейшей карьеры.

Читать далее

Почему полноценный онбординг не востребован во многих компаниях

Несколько лет назад у нас активно стали использовать слово «онбординг». Для меня это синоним адаптации, хотя есть и другое мнение на этот счет. Например, в одной западной компании в онбординг включают пребординг — мероприятия до начала работы (в т.ч. и обучение), когда по кандидату принято решение по найму. Пребординг часто проводится для новых сотрудников до того, как они официально приступят к работе, чтобы помочь им ознакомиться с культурой компании, политикой, инструментами и процессами. Вторая часть онбординга — это так называемый постбординг, он проводится после того, как человек вышел на работу, и направлен на дальнейшее развитие навыков, углубление знаний и поддержку их профессионального роста в организации. Но не будем сейчас углубляться в терминологические детали, я хотел рассказать о другом. Исследования показывают, что большая часть наших компаний вообще не организуют онбординг новичков. Почему? Попытаюсь разобраться в этом вопросе.

Читать далее

Когда работодатель не хочет отпускать

Недавно я писал о том, как красиво уволиться, не сжигая мосты. На самом деле это важно для сотрудника (и для компании), потому что мир тесен, а громкое увольнение ни к чему хорошему не приводит. Мой совет: если решили уволиться, то увольняйтесь, а во время переговоров ни в коем случае не поддавайтесь на уговоры остаться, если вам предлагают контрофер.

Читать далее

Почему персонализация должностей — это важно

Те, кто смотрел мультфильм «Приключения капитана Врунгеля», наверняка помнят крылатую фразу, которую произнес капитан: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Правда, события самого мультфильма подвергают ее сомнению, ведь несмотря на то, что яхта «Победа» нечаянно переименовалась в «Беду», она все-таки победила в кругосветной регате. К чему я завел эту песню? Речь пойдет о том, насколько важно название должности для кандидата.

Читать далее

Хобби в резюме: включать или не включать

Каким должно быть резюме? Кажется, по этому поводу высказались все, даже начинающие рекрутеры и HR-ы и, естественно, армия карьерных консультантов. Что может вызвать скепсис в резюме у рекрутера? Кто-то в шутку или всерьез ответил: «Все что угодно». Большое, маленькое, в две колонки, большие перерывы в работе, частая смена работы, долго работал на одном месте, нерелевантная работа и т.д. Я решил порефлексировать над пунктом «хобби». Нет хобби, много хобби, специфическое хобби, нерелевантное хобби… Стоит ли кандидату упоминать о своих хобби в резюме или лучше промолчать, даже если они есть? Имеет ли вообще смысл упоминать такое банальное хобби, как «чтение книг»? Хотя в современном мире оно уже не кажется банальным.

Читать далее

Как посчитать и увеличить коэффициент принятия офера

HR-ам и рекрутерам очень обидно, когда в последний момент кандидат отказывается от офера. Причины могут быть разные, например, кандидат параллельно собеседовался в другую компанию и ее предложение оказалось интереснее; он получил контроффер от своего нынешнего работодателя. Словом, такое случается. Но если кандидаты постоянно это делают, скорее всего, в вашем процессе найма есть более серьезные проблемы. Один из индикаторов, позволяющих выявить проблему, — это коэффициент принятия оферов, о котором я упоминал, когда писал о KPI. В этой публикации подробнее остановимся на этой метрике.

Читать далее

Выявляем самых подходящих сотрудников-амбассадоров бренда работодателя

Прежде чем писать о послах (амбассадорах) бренда работодателя, немного предыстории. Около двадцати лет назад я познакомился с Саймоном Бэрроу, который совместно с Ричардом Мосли написал книгу The Employer Brand: Bringing the Best of Brand Management to People at Work. Эта книга — своеобразный учебник по концепции бренда работодателя. Саймон, кстати, предлагал нам взяться за ее издание на русском языке, но как-то не срослось, а книгу перевели и издали другие люди. В середине нулевых о концепции мало что знали, но нашлись ушлые люди и начали продвигать эту концепцию, ошибочно дав ей название HR-бренд, хотя правильно Employer Brand, а на русском — «Бренд работодателя».

Читать далее

Как отчаяние помогло в поиске работы

Год назад я написал об особенностях рекрутинга в социальных сетях и упомянул о статусе open to work, который вызывает споры, особенно после того, как бывший HR известной компании высказал мнение, что для многих HR-ов и рекрутеров этот статус на аватаре — крик отчаяния, а отчаявшихся общество не очень любит (оно любит успешных), поэтому такая рамочка с надписью на аватаре, скорее, приносит вред, чем пользу при поиске работы. Конечно, не все рекрутеры и HR-ы с этим согласны. Я решил вернуться к этой теме по двум причинам: чтобы еще раз порефлексировать на эту тему, а также рассказать о новом неофициальном статусе, который подогрел интерес к теме.

Читать далее