Архив рубрики: Соискателям

Ответы на вопросы о том, как составить идеальное резюме, как вести себя на собеседованиях, как найти любимую работу, а также информация об обновлениях на портале и статистика вакансий от Praca.by.

Должен ли рекрутер разбираться в специфике вакансии и насколько глубоко?

Недавно стал свидетелем одной интересной дискуссии. Вопрос звучал так: «Должен ли HR или рекрутер разбираться в том, о чем спрашивает кандидата?» (речь идет о hard skills). Ответ кажется очевидным: зачем спрашивать о том, в чем не разбираешься? Но, как оказалось, все не так просто. Одни начали говорить о том, что необязательно разбираться, это, так сказать, предварительный скрининг, ответы просто фиксируются и потом передаются тому, кто соображает, и он решает, имеет смысл ему встречаться с кандидатом и оценивать его или нет. Другие стали говорить, что это нелепая практика, поскольку на некоторые вопросы ответ неочевиден и требуются уточнения, а если человек ни бум-бум, то прояснить ничего не получится, а значит, и задавать подобные вопросы не имеет смысла, пустая трата времени. Попробуем детальнее разобраться с этим вопросом.

Читать далее

Стоит ли нанимать на работу исключительно по резюме?

Лет пятнадцать назад я предположил, что резюме умрет и информацию о кандидате рекрутеры будут получать из его профиля в социальной сети. Но мой прогноз не сбылся или сбылся лишь в той части, что информацию о кандидате рекрутеры действительно из профиля в сети используют, но она, скорее, дополнительная. А резюме по-прежнему процветает и вот-вот станет произведением современного искусства.

Читать далее

Что делать, если ты вышел на новую работу?

Участие в собеседованиях, как правило, очень непросто дается кандидату. Но вот сделан офер, кажется, все самое сложное позади. Возможно. Но первое время на новой работе часто бывает нервным. Новые люди, обычаи и еще очень много чего нового. Я, например, пришел в компанию после длительного периода фриланса, и мне, помимо прочего, тяжело было войти в обычный рабочий ритм.

Хорошо, когда в компании есть онбординг, тогда все проще. Но, как показывает практика, чаще ситуация напоминает лозунг «Спасение утопающих —дело рук самих утопающих». Недавно мне попались на глаза рассуждения на эту тему HR-а и карьерного коуча Маделин Манн, которые она оформила в учебный курс под названием «Стратегии для первых 90 дней на новой работе». Чтобы быстрее освоиться на новом месте работы и показать себя с лучшей стороны, она предлагает выполнить 10 шагов, чтобы произвести хорошее впечатление на своих новых коллег и настроить себя на успех в будущем. От себя добавлю следующее. Быть активным хорошо, но все-таки постарайтесь не переусердствовать. Когда приходите на новую работу, то благодаря свежему взгляду видны проблемы. Скорее всего, это реальные проблемы, но не спешите их озвучивать. И еще. Не бойтесь ошибаться. Вам, как новому сотруднику, это простительно, лучше сразу допустить ошибку и сделать вывод, чем это произойдет позже. Итак.

Читать далее

Увольнять ли токсичного, но эффективного сотрудника?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо для начала разобраться, кто такой токсичный сотрудник. Токсичным сотрудником считается тот, чье поведение и действия негативно влияют на рабочую обстановку и моральный дух команды. Токсичность может проявляться в различных формах, включая распространение негатива и сплетен, грубость или провоцирование конфликтов в команде. Существуют различные классификации, например, такая: буллер, т.е. тот, кто осуществляет травлю (буллинг) на кого-нибудь, чтобы повысить свой собственный статус; пессимист — негативно относится к проектам и коллегам; вулкан — склонен к вспышкам гнева, создавая атмосферу страха для окружающих; бездельник — откладывает работу, что сказывается на продуктивности команды.

Читать далее

Зачем рекрутеры и HR-ы размещают фейковые объявления о вакансиях?

Недавно я размышлял о том, стоит ли регулярно прокачивать навык прохождения собеседований при наличии вполне удовлетворяющей работы. Не сказать, что таких людей много, но мне они попадались. У человека есть хорошая работа, но он таким образом подстраховывается, чтобы не отстать от жизни, мониторит рынок труда и тренирует коммуникационные навыки, в частности, общаясь с рекрутерами и HR-ми, а если повезет, то и с нанимающими менеджерами. Естественно, интервьюирующий не догадывается, что это не настоящий кандидат и что вакансия его интересует постольку-поскольку. Так вот, некоторые работодатели ничем не хуже подобных кандидатов, они размещают в Интернете фейковые объявления о вакансиях. Фейковые вакансии — это объявления, с помощью которых компания не имеет намерения нанять сотрудников. По мнению экспертов, это тревожная тенденция на рынке труда. И вот что интересно. Если раньше это было мошенничество в чистом виде, то сегодня это практика, во главе которой сами HR-ы. Они порой даже не стесняются об этом говорить.

Читать далее

Почему HR-сфера развивается со скрипом

Я уже 30 лет так или иначе связан с HR-сферой, был свидетелем, как она только-только зарождалась, развивалась. Кстати, по поводу развития я бы не сказал, что оно впечатляющее, за эти годы, наверное, можно было добиться большего. Безусловно, есть продвинутые HR-ы и компании, где функция развита, но их по-прежнему мало. Сначала я предполагал, что это у нас HR-ы в загоне, но, регулярно читая западные ресурсы на эту тему, понял, что эти проблемы не только у нас, хотя в Англии есть прекрасный CIPD, а в Штатах SHRM — организации, которые показывают, что HR — наука. Тем не менее весь ворох проблем, накопившийся у них, передался нам и пышно расцвел на нашей почве.

Читать далее

HRроническая дилемма

Как-то я взялся за тему под названием HR-грехи, пообщался с руководителями, самими эйчарами, составил список, разделил его на смертные и обыденные грехи. Среди обыденных грехов был и такой — «всегда на стороне руководства». Это особый грех, потому что с остальными грехами HR-ы в основном согласны, а этот они и вовсе не считают грехом. Классика звучит так: бизнес нанимает HR-а, поэтому он прежде всего должен руководствоваться его интересами, а не интересами сотрудников. Опросы красноречиво говорят о том, что лишь 10–15 % сотрудников считают, что HR на их стороне. В одном уважаемом бизнес-издании вообще написали, что сотрудники должны обращаться к HR-у только в крайнем случае. И хотя HR действительно должен уделять время поддержке сотрудников и выслушивать их претензии, это вовсе не означает, что будут предприняты меры или что он будет на стороне сотрудника.

Читать далее

Многоступенчатые собеседования — больная тема

Для начала расскажу старый советский анекдот. В одном городе построили большой универмаг и решили усовершенствовать обслуживание покупателей (ахиллесова пята советской торговли). Приходит мужчина и хочет купить мужские перчатки. Его спрашивают размер, он отвечает и ему предлагают обратиться к следующему продавцу-консультанту. Он подходит и говорит, что ему нужны перчатки такого-то размера. У него уточняют, на какой сезон, мужчина говорит и ему предлагают пройти к следующему консультанту. Он проходит несколько этапов и на очередном говорит очередному консультанту, что ему нужны мужские перчатки определенного размера, сезона, цвета, материала, на что консультант ему отвечает, что, к сожалению, таких перчаток в наличии нет.

Недавно я прочитал пост одного человека, который рассказал, как участвовал в многодневном отборе на вакансию. Собрали кучу народа, каждый должен был кратко выступить и представить себя. На следующий день часть народа отсеяли, а остальные получили тестовые задания. И так несколько этапов с регулярным отсеиванием. Наконец дело дошло до личного собеседования, на котором выяснилось, что потребуется релокация. А человек из-за определенных обстоятельств никак не может пойти на нее. В результате отказ и куча бесполезно потраченного времени. Кстати, в сетях полно историй о том, как кандидаты проходят по десять раундов собеседований в попытке получить должность, а ближе к финалу выясняется, что кандидатура оказывается неподходящей. Иногда процесс настолько затягивается, что в компании успевают поменяться сотрудники, участвующие в нем, и приходится начинать все заново.

Читать далее

Правильный баланс между удаленкой и работой в офисе 

Тема возвращения в офис (Return To Office — RTO) — довольно популярная в последнее время и дискуссионная. Удаленка свалилась на голову многим компаниям и сотрудникам как снег на голову. Нет-нет, конечно же, были компании, которые давно практиковали удаленный формат, но их было немного, как и самих удаленных работников. Но пришла пандемия, и удаленный формат стал востребованным, хотел этого кто-то или не очень. За 2–3 года страсти несколько улеглись, пандемия сошла на нет (во всяком случае, на данный момент времени), и вот уже руководство компаний пытается вернуть людей назад в офис — такой тренд очень четко прослеживается сегодня. Причем едва ли не треть компаний стараются как можно быстрее вернуть людей в офис, форсируя процесс, так что высока вероятность того, что мы вернемся к допандемийной ситуации. Удивительно, но среди лидеров камбэка — технологические компании, которые, казалось бы, больше всего подготовлены к удаленному формату, ведь именно эти компании используют новейшие технологические решения, позволяющие нивелировать потенциальные проблемы удаленки. Но не все так просто. Кто-то говорит, что бизнесу виднее, как лучше поступать в данном вопросе; кто-то говорит, что вкусившие удаленки ни за что не вернутся; кто-то уверяет, что лучшее решение — это гибридный формат. У меня есть свой взгляд на эту проблему. Давайте разбираться.

Читать далее

Современные модели экспресс-найма

Как эффективнее искать работу, — работая или уволившись с работы. У обеих стратегий есть плюсы и минусы. Если есть финансовая подушка, то лучше уволиться, а если ее совсем нет, то придется это делать, продолжая работать, со всеми вытекающими рисками, а их предостаточно. Главная проблема — как найти время для собеседований, ведь вы работаете, а регулярно отпрашиваться — это не выход, кроме того, могут возникнуть подозрения (вряд ли вы предупредили работодателя о том, что ищете работу). Взять отпуск? Как вариант. Но не факт, что его хватит на то, чтобы трудоустроиться на новом месте. Ходить по вечерам? Но далеко не все рекрутеры готовы назначать собеседование в нерабочее время, засиживаясь на работе. Что делать? Оказывается, уже появилась интересная практика под названием weekend offer.

Читать далее