Лучшие друзья HR-ов — это ̶б̶р̶и̶л̶л̶и̶а̶н̶т̶ы̶ хакатоны

Даже те, кто не имеет отношения к IT-сфере, наверняка слышали слово «хакатон». Оно произошло от слияния двух слов: «хакер» и «марафон» и появилось в среде айтишников в конце 1990-х. Под хакером понимается специалист, способный хакнуть (решить) задачу быстро и нетривиальным способом, а под марафоном — поиск и разработка решения в условиях ограниченного времени, когда необходимо выложиться на 100 % (как спортсмену, который бежит марафонскую дистанцию).

Чем же хакатон отличается от других деловых мероприятий, например, стратегических или фасилитационных сессий, митапов, митингов, конференций и форумов? Другими словами, хакатон — это мозговой штурм айтишников, дизайнеров, менеджеров, экспертов, в т.ч. HR-ов. И все же у хакатона есть свои специфические особенности. Одна знакомая HR как-то сказала, что это среднее между официальным мероприятием и обычной работой. Главная особенность хакатона — он заканчивается не формированием перспективных идей, а готовым решением, продуктом. Вернее, почти готовым. Фактически получается продукт, но сырой, требующий доработки. Зато участники и организаторы получают новый опыт, новые идеи, взгляд на то, чем занимаются каждый день, и возможность увидеть, как можно сделать иначе. Хакатоны также отличаются своей неформальной обстановкой, когда команда работает не за столом, а, например, лежа на полу. На хакатоне всегда присутствуют эксперты или жюри — они оценивают продукт, а команда презентует и защищает. Поскольку есть готовый продукт, то под него спонсоры мероприятия могут сразу выделить деньги. А еще это соревнование команд — награду получает тот, кто создал лучшее решение и убедил в этом организаторов. Если это не специализированный эйчаровский хакатон (а такие бывают), то он в любом случае полезен HR-у (например, можно похантить разработчиков или других специалистов).

HR-хакатон

Что такое HR-хакатон? Я обратился к ИИ, и вот что он мне ответил:

  • HR-хакатон — это мероприятие, на котором дизайн продукта встречается с HR-технологиями.
  • HR-хакатон — это совместное творческое, ограниченное по времени мероприятие, в котором используются методы дизайн-мышления для генерации идей по решению HR-задач.

Иными словами, HR-хакатоны — это такие мероприятия, на которых в качестве заказчиков и участников выступают сами HR-ы. Они, как правило, посвящены созданию новых технологических решений в области HR или, как говорят участники и организаторы, — HR-Tech.

В основе HR-хакатона лежит дизайн-мышление (о нем упомянул ИИ, отвечая на мой запрос). Дизайн-мышление — методология решения инженерных, деловых и прочих задач, основывающаяся на творческом, а не аналитическом подходе. Главной особенностью дизайн-мышления является не критический анализ, а творческий процесс, в котором самые неожиданные идеи ведут к лучшему решению проблемы. HR-хакатоны активно используют наиболее продвинутые HR-отделы компаний, чтобы переосмыслить и улучшить клиентский опыт кандидатов и сотрудников, повысить эффективность рекрутинга, особенно онлайн, поиск новых подходов к проблемам на рабочем месте (например, можно выделить развитие внутрикорпоративных коммуникаций, вовлечение сотрудников в инновационное развитие компании). По сути, это такая хорошая встряска.

Пример (HR-хакатон Jet.com)

HR-подразделение компании Jet.com решило разработать полезный рекрутинговый продукт в рамках внутреннего HR-хакатона. Вакансии стало закрывать сложнее и надо было что-то делать. В частности, в компании считали, что если разработать простой способ соотносить резюме кандидата с правильным набором ключевых слов в описании вакансии, то это может сократить процесс найма и улучшить качество рекрутинга. Было сформировано несколько команд из HR-ов, разработчиков, дизайнеров, стажеров и бизнес-лидеров из Jet.com. Разработали критерии для определения лучшего решения (насколько хороша идея в целом, каков эффект от использования, практичность и удобство использования, насколько хорошо разработана с точки зрения пользователя). Победило решение Casy, которое использует ИИ для сопоставления описания вакансии с ключевыми словами в резюме кандидата. Помимо этого, компания продала разработку.

Ограничения

У любого хакатона, в т.ч. из серии HR-Tech, есть свои ограничения. Во-первых, хакатоны рассчитаны прежде всего на молодежь. У них полно энергии, нет зачастую семейных забот, они располагают временем, они любят тусоваться, тем более в рамки хакатона вплетены развлекательные мероприятия. Во-вторых, как я писал, на выходе получается сырой продукт или решение, требующее доработки, а значит, и времени, и финансовых инвестиций. В-третьих, хакатоны хороши для решения нетривиальных, креативных, но несложных задач, иначе потребуется очень много времени. Наконец, некоторые молодые люди предпочитают решать задачи самостоятельно, а не в команде.