Увольнение: как правильно сказать о нем подчиненному

У каждого руководителя хотя бы раз вставал вопрос о необходимости уволить своего сотрудника. Как бы он начальник не относился к своему подчиненному, принятие решения об увольнении всегда дается непросто. Возможно, сотрудник плохо справлялся со своими обязанностями, поэтому руководитель пожелал расторгнуть с ним трудовые отношения. Возможен и другой вариант: необходимо провести сокращение из-за нехватки средств в бюджете фирмы для содержания такого количества сотрудников.
Увольнение из-за некомпетентности сотрудника или из-за финансовых трудностей в компании отличается. Но в обоих случаях руководитель может применять большинство советов по прекращению трудовых отношений с кем-либо, приведенных ниже.

Не ждать повода

За своими сотрудниками надо наблюдать, фиксировать какие-то их недочеты, ошибки. Конечно, при каждом удобном случае не стоит о них вспоминать, но такие записи могут сыграть на руку в случае необходимости увольнения. Многие начальники не знают, как аргументировать увольнение, как сказать о нем так, чтобы не обидеть резкими высказываниями, обвинениями работника. Именно в таких случаях помогут записи. Можно будет ссылаться на них, конструктивно выстроить диалог.

Готовность к увольнению друга или родственника

Близких людей тяжело увольнять. Чтобы избежать такой необходимости, лучше вообще не начинать с родственниками или приятелями никаких трудовых отношений. К слову, совершенно посторонние люди в процессе работы могут стать друзьями своему шефу. Необходимо уметь отделять личные отношения от рабочих. Свою позицию необходимо донести до подчиненных, с которыми сложились дружеские отношения. Это позволит не мешкать долго в случае необходимости уволить кого-то из своих.

Не быть спонтанным

Решение о чьем-то увольнении редко принимается руководителем за одну минуту. Как правило, проходит какое-то время. Когда такое решение было принято, не стоит хвалить работника, прощать ему что-то, потому что он все равно скоро будет уволен. Необходимо делать сотруднику замечания, говорить, как изменить подход к работе. Это даст человеку понять, что начальник им не очень доволен. Так он морально подготовится к возможному увольнению, воспримет новость более спокойно.

Подготовиться

Стоит заранее продумать, как будет преподнесена новость. Можно даже составить план речи. В слова нужно включить не только информацию о причинах увольнения, об ошибках, которые допускал сотрудник, но и о положительных качествах работника. Руководителю важно упомянуть, что он желает, чтобы подчиненный нашел ту сферу деятельности, ту компанию, где он сможет реализоваться.

Не перекладывать разговор на других

У многих руководителей может появиться соблазн перепоручить разговор об увольнении сотрудникам отдела кадров или еще кому-нибудь. Так делать не стоит, поскольку это вредно для самого руководителя: другие подчиненные могут решить, что шеф не умеет брать на себя ответственность, справляться с задачами. В таком случае уважения коллектива ждать не стоит.

Быть кратким

Дело в том, что чем дольше оттягивается момент истины, тем больше нарастает нервное напряжение у руководителя и у сотрудника. Информацию об увольнении необходимо сообщить в самом начале разговора, а лишь затем углубляться в подробности. Так будет больше шансов, что сотрудник дослушает до конца спокойно, услышит руководителя, правильно его поймет. Когда суть разговора станет ясна, то можно спокойно переходить к обсуждению условий расторжения трудового договора.

Не вдаваться в подробности

Не нужно выдавать всю информацию о причинах, вызвавших необходимость уволить кого-то. Дело в том, что обо всем нельзя рассказать за один разговор, если ранее никаких замечаний, намеков на недовольство работой подчиненного не было. Если же упоминания об ошибках были ранее, то сотрудник сам все поймет или же просто задаст некоторые уточняющие вопросы.

Проявить эмпатию

Каким бы сильным не было недовольство работой подчиненного, не надо портить с ним отношения, обвинять. Лучше посочувствовать, сказать слова поддержки, пожелать удачи. Это необходимо по нескольким причинам. Первой является то, что подчиненный в дальнейшем может стать сотрудником партнера руководителя. А в этом случае будут очень полезны хорошие отношения с бывшим работником. Также у сотрудника могут оставаться друзья в коллективе, которые будут осуждать начальника за увольнение их товарища. Чтобы отношения с другими подчиненными не испортились, важно расстаться с работником на хорошей ноте.

Не перекладывать вину

Велик соблазн руководителя рассказать о том, что его вынудило вышестоящее начальство уволить своего подчиненного, заставили обстоятельства. Начальнику не надо врать самому себе: решение об увольнении даже при наличии вышестоящего руководства принимается совместно. Необходимо помнить, что даже если приказ об увольнении был отдан другими людьми, то ответственность все равно лежит на том, кто сообщает об этом работнику.

Проявить щедрость

Чтобы сотрудник не пошел на конфликт, воспринял новость спокойно, ему стоит предложить какие-то бонусы. В выигрыше от этого окажется и сама компания: уволенный человек не будет жаловаться, скандалить, а просто уйдет спокойно. Можно предложить денежные компенсации, рекомендации для трудоустройства в другие организации, помощь в поиске новой работы. Если руководитель так отнесется к уволенному человеку, то сможет рассчитывать на то, что оставшиеся сотрудники не осудят его, не изменят своего отношения в худшую сторону.

Учитывая вышесказанное, можно разработать верную стратегию поведения при расторжении трудовых договоров со своими подчиненными, научиться грамотно себя вести в напряженный момент – при увольнении кого-либо. Все это позволит сохранить деловую репутацию и свое психологическое состояние в норме.