Я больше двадцати лет работаю редактором журнала и сталкиваюсь с одной и той же проблемой на протяжении всего времени. Название этой проблемы — «Фото автора». Вы даже не представляете, какие фотографии мне присылали по электронной почте! И паспортные, и с пляжа, и групповые, и с использованием фотошопа «очумелыми ручками».
О качестве я вообще молчу, а, между прочим, для печати существуют особые требования. Ну ладно, о последнем не специалист может не знать, но присылать фото в неглиже — это просто не уважать самого себя, а с точки зрения личного бренда это вообще что-то невообразимое. Если вы думаете, что ситуацию помогло решить появление смартфонов с неплохими камерами, то нет, не очень помогло.
Фотографии нужны всем
Кто-то справедливо заметит, что для таких целей в редакции неплохо бы иметь фотографа. Да, конечно, и мы его использовали, иногда устраивали фотосессии у себя в офисе, иногда с выездом, но проблему это решало частично, поскольку большая часть авторов находилась не в Минске. Бывали и приятные исключения (очень редко), когда автор все же заказывал самостоятельно себе фотосессию, хотя это дорого и требует времени.
На самом деле это проблема не только редакторов изданий. С появлением корпоративных сайтов и развитием социальных сетей (в т.ч. корпоративных) также появилась необходимость в качественных деловых фото для загрузки на сайт или аватар, естественно, для тех, кто использует аккаунт, чтобы развивать персональный бренд, продавать услуги и вообще для продвижения себя в Интернете. Опять-таки, фото необходимо для резюме. Любой рекрутер вам расскажет о том, как воспринимается резюме без фотографии или с фотографией, но с такой, о которой я рассказал в самом начале. Словом, качественные деловые фото нужны каждому уважающему себя человеку.
Хедшот
Естественно, рынок не мог не отреагировать на востребованность качественных фотографий, и на Западе появился термин «хедшот» (от англ. headshot, где head — «голова», а shot — «кадр»). Этот термин означает «цифровой бизнес-портрет», обычно головы и чуть ниже шеи. Как правило, используется для сайта компании, визитки, пресс-релиза, профиля в социальной сети, резюме. От бизнес-портрета отличается тем, что фокусируется на лице, поэтому бизнес-портрет может включать все тело, концентрируясь на человеке целиком. Цель хедшота — подчеркнуть профессионализм человека. Я уже упоминал о таком понятии, как «персональный бренд», так вот, если человек занимается его формированием и продвижением, то, считайте, без хедшотов ему не обойтись. Согласитесь, всегда встречают по одежке, поэтому первое впечатление, будь то аккаунт в социальной сети (куда рекрутеры любят заглянуть) или резюме, — очень важный момент.
Так вот, самые ловкие фотографы просекли этот тренд и стали предлагать услуги по созданию хедшотов. Естественно, под это дело стала формироваться целая философия. Ну, например, какой образ лучше выбрать, как может влиять сфера деятельности человека, можно ли использовать не только деловой стиль одежды, но и casual, какой фон лучше использовать, стоит ли улыбаться во время фотосессии для хедшота и т.д.
Вы скажете, что мы опять возвращаемся к вопросу дорогих фотосессий от профессиональных фотографов, они ведь и раньше были, просто появилось новое направление с учетом новых веяний рынка. Да, но…
Не выходя из дома
Но случилось то, что и должно было случиться в эпоху диджитализации. Стали появляться инструменты, значительно упрощающие и удешевляющие процесс создания хедшота. Один из таких продуктов с использованием искусственного интеллекта (Headpix) запустили белорусы. Работает он следующим образом. Вы делаете смартфоном несколько селфи, заходите на сайт, загружаете фотографии, выбираете пакет (у премиум-пакета больше стилей и возможность сделать больше хедшотов) и получаете сгенерированный результат. По словам разработчиков проекта, их предложение в десять раз дешевле хедшота профессиональных студий, где к тому же вам меньше предложат фотографий. Ни в коем случае нельзя сравнивать Headpix с сервисами, которые просто переносят лицо с фотографии в другую среду, с другим фоном. В данном случае происходит не перенос, а генерация изображения, поэтому необходимо загрузить не менее пятнадцати фотографий, чтобы искусственный интеллект начал процесс. Кстати, при работе над проектом именно процесс обучения ИИ был самым продолжительным и сложным. Ждет ли успех этот проект и подобные, пока сложно говорить, требуется доработка, обсуждается возможность делать не только хедшоты, но и фотографии для других целей. Кто-то скажет, что это будут не совсем настоящие фото. И доля правды в этом есть. С другой стороны, вспомните, как реагировали на Photoshop. К тому же надо привыкать к тому, что искусственный интеллект все больше проникает в нашу жизнь.