Правильное поведение, если вы решили уволиться

Как говорится, ничто не вечно под Луной, тем более ваша работа в компании. Неважно, нашли ли вы более интересную работу или на вас давит токсичное окружение, может наступить момент, когда желание уйти с работы станет непреодолимым. И тогда перед вами встанет несколько вопросов: а действительно ли я правильно поступаю, как лучше всего уволиться, получу ли рекомендации при необходимости, когда и как сообщить руководителю, чтобы он отнесся с пониманием?

Когда сообщить руководителю о своем решении?

Один из ключевых вопросов для многих: в какой момент сообщить руководителю о том, что вы решили уволиться? Если нет конфликта и вы хотите расстаться, не сжигая мосты, то заблаговременно, чтобы можно было спокойно передать дела и найти замену, возможно, даже вы поможете в этом. Я вспоминаю службу в армии, нам командир говорил так: «Подготовите из числа молодого пополнения себе замену и считайте, что вы демобилизованы». Предупредить заблаговременно стоит не только потому, чтобы найти замену, но и вообще, чтобы расстаться красиво, по согласию сторон. Если такого согласия нет и вы, допустим, на контракте, а до его истечения далече, то вас могут и попридержать. Этого сценария не хочется никому, поскольку немотивированный сотрудник, мечтающий о новой работе (возможно, его уже ждут), — это плохо.

Второй момент. Лучше всего попросить о личной встрече, где и объявить о своем решении. Лучше не говорить об этом коллегам, поскольку информация разнесется быстро, до того, как вы поговорите с руководителем. В каком виде она дойдет до него — это большой вопрос, скорее всего, в искаженном. И тогда к личной встрече руководитель будет готов по-своему, что не сулит ничего хорошего. Поэтому до объяснения с непосредственным руководителем — рот на замке.

О своем желании уволиться не сообщайте руководителю в мессенджере, по электронной почте или по телефону, за исключением случаев, когда вы работаете удаленно.

Как сказать руководителю, что вы увольняетесь?

Советы такие. Будьте вежливы. Не стоит сжигать мосты. Не высказывайте претензии к компании и коллегам, тем более к руководителю. Похвалите всех, с кем вы работали. Назовите причину, по которой вы хотите уволиться. Говорить ли настоящую причину? Все зависит от ваших взаимоотношений. Откровенно врать не стоит, но не обязательно откровенничать. Лучшие причины для увольнения — желание поменять сферу деятельности, профессию, изменить график работы на более удобный, больше времени проводить с семьей, проблемы со здоровьем (вашим или члена семьи), вы выгорели и нужны перемены. Не рекомендую говорить, что вы уже нашли работу. Можно сказать, что есть на примете варианты. Не стоит говорить, что предлагают зарплату в два раза больше.

Прежде чем попросить руководителя о встрече, убедитесь, что вы точно знаете, что хотите сказать. Даже если вы уходите на хороших условиях, разговор может оказаться непростым. Порепетируйте, что будете говорить. Даже если во время разговора с работодателем слова прозвучат не совсем такие, как вы планируете, время, потраченное на подготовку, поможет в целом провести разговор более гладко.

Пример беседы при увольнении с работы

Сотрудник: Привет, спасибо за возможность поговорить.
Руководитель: Привет, что-то случилось?


Сотрудник: Я планирую уволиться.
Руководитель: Что происходит?


Сотрудник: Мне неплохо работалось в компании под вашим руководством, но есть обстоятельства, которые вынуждают меня уйти.
Руководитель: Могу я что-нибудь сделать, чтобы вы передумали? Возможно, дело в зарплате или каком-нибудь конфликте?


Сотрудник: Я уже все обдумал, и решение принято. Мне хотелось бы уволиться в течение месяца.

Руководитель: Хорошо, я немного удивлен, нужно подумать.

Если руководитель хочет, чтобы вы остались

Будьте тверды в своем решении и подготовьтесь к любым возможным вопросам или возражениям, которые может выдвинуть руководитель. Например: откажетесь ли вы от контрофера? А что, если руководитель начнет уговаривать и предложит продолжить разговор через несколько дней? А что, если разговор окажется эмоциональным? (Такое может случиться, особенно если вы являетесь ключевым членом команды или у вас сложились прочные рабочие отношения с руководителем за несколько лет.)

Мое личное мнение — не соглашайтесь, ведь вы обдумали и приняли решение. Все эти игры с контроферами до добра не доведут. Если вы решили увольняться, значит, надо увольняться; если у вас есть какие-то сомнения и вам достаточно каких-то небольших изменений, то это совершенно другой сценарий.

Ведите встречу в профессиональном ключе и не поддавайтесь желанию выплеснуть свое недовольство.

Не пишите прощальных писем в корпоративной системе

Некоторые любят публично прощаться, например, в корпоративной сети. Этого не стоит делать, особенно с формулировкой о том, что вас ждут новые горизонты. Это многих раздражает, в первую очередь руководителей. Прощаться лучше с узким кругом коллег, с теми, с кем хорошие отношения и которые вас хорошо знают, если речь идет о большой компании. Если вы не можете попрощаться с ними лично, тогда можете написать прощальное письмо. Будьте кратки. Отправьте личное письмо, а не групповое. Упомяните что-то положительное или то, что вам нравилось в совместной работе. Не хвастайтесь и не рассказывайте в подробностях о своих планах на будущее. Подчеркните, что вы хотели бы поддерживать с ними связь. Укажите свою новую контактную информацию.

Дорабатывайте до конца качественно

Если вам придется какое-то время поработать до увольнения, сделайте это качественно, не нужно забивать на работу. Уходите на высокой ноте, делясь с коллегами информацией, особенно с теми, кому вы передаете дела. Хорошее отношение поможет оставить дверь открытой для возвращения к нынешнему работодателю, если в будущем появится привлекательная возможность или на новом месте дела пойдут не так, как вы планировали.