«Эффективный HR должен понимать, что происходит здесь и сейчас»

Интервью с HR-ом

Мы продолжаем знакомить вас с HR-ами топовых компаний Беларуси. На этот раз беседуем с Викторией Новицкой, ведущим специалистом по персоналу сети магазинов «5 элемент» — узнаем о тонкостях рекрутинга в розничной сети, мотивации персонала, отношении к новичкам и многом другом.

Praca.by: Виктория, как вы пришли в профессию?

– Я по образованию юрист. В HR-отдел пришла 3,5 года назад с позиции начальника отдела продаж маленькой частной компании. Начинала с поиска специалистов для региональных розничных сетей. На регионе ты обычно прикреплен к определенному магазину и видишь, с какими трудностями сталкиваются новички. Пригодился и собственный опыт продажника: возможно, мне и самой чего-то не хватало в свое время, и у меня возникло много предложений по улучшению процессов обучения и адаптации.

Praca.by: Расскажите, как Вы ведете рекрутинг? Какими методами пользуетесь?

– Самые эффективные каналы для набора сотрудников розничной торговли — Интернет и сарафанное радио. Нам достаточно этих ресурсов. Если речь идет о наборе офисных сотрудников и тем более о закрытии ТОПовых позиций — занимаемся в том числе хедхантингом.

Praca.by: То есть хедхантинг все-таки у вас есть?

– Конечно. А во времена застоя, когда с персоналом было непросто, мы занимались таким своеобразным хедхантингом и для розницы: ходили в магазины к конкурентам, наблюдали за работой продавцов, знакомились, давали визитки и приглашали к себе на работу.

Виктория 1

Praca.by: Вернемся к ресурсам и Интернету.

– В Интернете в основном пользуемся джоб-порталами. Но в регионах интернет-ресурсы, к сожалению, не настолько развиты. Нам приходится иногда обращаться к СМИ: публикуем объявления в газетах и пускаем бегущую строку на ТВ. Тут, конечно, все зависит от того, кого ищешь. Если нужен продавец-упаковщик, кассир, специалист по работе с клиентами, Интернета достаточно, а найти, скажем, уборщика, электрика помогают СМИ.

Praca.by: Вы видите на ресурсах большое количество резюме. Какие ошибки допускают соискатели?

– Ошибок много. Не каждый мониторит специализированные сайты, обучается элементарным правилам составления резюме. Многие пишут очень просто, примитивно. Самые распространённые ошибки: соискатели указывают одно место работы (хотя по возрасту очевидно, что это немолодой специалист); размещают места работы в прямом порядке, хотя по стандартам принято обозначать обратный; не описывают весь опыт, не уточняют свои ключевые компетенции. Могут просто написать: «Хочу работать», и все. Мы, естественно, обращаем внимание на более развернутые и подробные резюме, какая бы позиция ни была. И если человек не ленится и добросовестно заполняет резюме, добавляет фотографию — мы обязательно пригласим такого кандидата.

Praca.by: Как только человек устроился на работу, начинается процесс адаптации. Как он проходит в Вашей компании?

– Ключевое звено в процессе адаптации — HR-ы, именно они сопровождают весь этот процесс. Программа адаптации рассчитана на 2 месяца (столько длится испытательный срок в компании), включает в себя перечень задач, которые новичок должен освоить к первому дню, за 2 недели, 5 недель и 2 месяца и начинается с Welcome-тренинга.

За всеми новичками закрепляются наставники, они их сопровождают и обучают. У нас нет такого, что мы бросили человека и смотрим, выплывет ли он — постоянно отслеживаем процесс адаптации, проверяем, действительно ли новичок знает то, что прописано в программе, берем обратную связь у руководителя.

Если возникают какие-то вопросы, HR сразу выезжает в магазин и пытается разрешить проблему: смотрит, что происходит, общается с самим специалистом, с его руководителем. Как правило, после таких бесед вопросы всегда закрываются.

Также проводятся оценочно-развивающие беседы. Это важно — понимать, что на уме у наших сотрудников.

Praca.by: И как Вы это выясняете?

– У нас есть анкета, но намного эффективнее неформальная беседа, разговор по душам. Руководители после таких бесед смотрят на ребят с другой стороны, им проще наладить коммуникацию.

Praca.by: Как вызвать доверие у новичка, сделать так, чтобы он открылся?

– Лояльность у новичка мы формируем на входе. Говорим о том, что у нас хороший коллектив, что все друг другу помогают, и он это видит, когда приходит: ему рады, его представляют, знакомят с коллегами, ему аплодируют. Новичок понимает, что ему не поставили ряд задач, а он не знает, как их выполнить — его сопровождают. Поэтому они действительно нам доверяют и могут открыто говорить о своих проблемах. Помогают и различные мероприятия.

Praca.by: Например?

– При открытии магазинов мы использовали элементы геймификации для того, чтобы улучшить производительность труда, повысить лояльность сотрудников, — играли, проводили увлекательные тренинги. Новички были поражены тем, что мы не просто обучаем и требуем от них что-то — мы им помогаем. Кстати, с этим проектом по адаптации персонала мы выступали на HR-премии и победили в номинации «Регион».

Виктория 2

Praca.by: Как Вы мотивируете своих сотрудников?

– В систему мотивации входит активная работа в торговом зале, общение с ребятами, ежедневные рассылки, поздравления с личными праздниками, достижениями. Организуем внутрикорпоративные мероприятия: походы в кино, боулинг, на каток.

Помимо традиционных мероприятий, таких как Новый год и День рождения компании, проводим «Лигу ЧемПатионов»: собираем ребят со всех уголков нашей страны, отовсюду, где есть наши магазины — это порядка 15 футбольных команд. Мероприятие уже стало культовым, в прошлом году мы проводили его в пятый раз. Ребята тренируются на протяжении всего года, для некоторых «Лига ЧемПатионов» — смысл работы в нашей компании. Это двухдневная поездка, которая проводится летом: организовываем палаточный городок, куда приезжают не только команды, но и болельщики (для них тоже предусмотрено много интересных активностей). По итогам награждаем и футбольную команду, и лучшую группу поддержки.

Praca.by: Мы пришли к вопросу об эффективном HR-е. Какими качествами он должен обладать, на Ваш взгляд?

– Эффективный HR должен понимать, что происходит здесь и сейчас, чтобы вовремя среагировать и устранить назревающую проблему.

Любой сотрудник — не только HR — должен любить свою работу. Тогда в любом случае он будет работать эффективно и качественно.

HR — это многозадачный стрессоустойчивый человек, потому что возникает много разных ситуаций и не каждый может их выдержать. Открытый и с позитивным отношением к жизни. Человек, который всегда готов учиться новому. Как бы ни были похожи кандидаты, они все разные и они для нас загадка, а мы должны эту загадку разгадать.

Praca.by: Что бы Вы посоветовали начинающим HR-ам? 

– Изначально изучить эту сферу, определить для себя, какой результат ты хочешь получить. Понять, для чего ты это делаешь — вызываешь кандидата, задаешь ему вопросы, что ты хочешь услышать. Потоки кандидатов нескончаемые, а для того, чтобы выбрать того единственного, который будет приносить прибыль компании, стоит потрудиться.

Чтобы быть профессионалом в этой сфере, мало образования. Здесь очень важен опыт. Начинающему HR-у не стоит бояться набивать шишки. Они будут. И нужно быть готовым сказать кандидату: «Нет». Не смотреть на кандидата с позиции «Жалко — не жалко», а быть рациональным. Плохих кандидатов нет — есть подходящий либо не подходящий.