Как вести себя на собеседовании: советы психолога

Анна Мудрая — психолог. В последнее время к ней стали обращаться клиенты, которые находятся в поиске работы. На основании их рассказов, в частности о том, какие ощущения они испытывали до, на и после собеседования, она решила написать небольшой материал, который будет полезен тем, кто ищет работу.

Современные организации стараются уделять большое внимание подбору персонала. HR-менеджеры, рекрутеры, специалисты по подбору персонала (неважно, как они называются) несут ответственность не только за оформление документов, как это делают кадровики, но и за выбранного ими кандидата. На собеседовании они задают, на первый взгляд, странные вопросы и оценивают  ответы.

Собеседование или интервью — деловая встреча, цель которой — понять, подойдет ли кандидат для конкретной должности и подойдет ли она кандидату. Запомните два правила успешного собеседования.

  1. Будьте собой. Не старайтесь казаться лучше, чем вы есть на самом деле.

  2. Говорите правду. Не пытайтесь угадать, какой ответ от вас хотят услышать.

Придумывание или замалчивание важных моментов впоследствии обернется дискомфортом на рабочем месте и самобичеванием, что приведет к к стрессу и разочарованию в целом.

Готовясь к встрече с потенциальным работодателем, продумайте стратегию своего поведения. Для этого рассмотрим важные моменты собеседования.

«Расскажите о себе»

Только сплетницам будет интересно узнать, сколько раз вы были замужем и как зовут вашего кота, а опытный HR-менеджер по вашему ответу оценивает жизненные приоритеты, умение уверенно и грамотно говорить и получает информацию о вас как о специалисте.

«Вы стрессоустойчивы?»

Каждый второй работодатель указывает в требованиях к специалисту «стрессоустойчивость». Но никто не объясняет, что он имеет в виду. Зачастую и соискатели не интересуются, какие именно стрессы их ждут и добровольно соглашаются на «кота в мешке». Спросите у работодателя: какие стрессовые ситуации случаются? От чего зависят и как часто происходят? Какое поведение сотрудников в стрессовых ситуациях считается приемлемым?

«Как вы ведете себя в сложных ситуациях?»

Какое поведение в конфликтных ситуациях свойственно вам: соперничество, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество? Какие стратегии преодоления стресса (копинг-стратегии) применяете в сложных ситуациях: конфронтация, самоконтроль и стремление к подавлению эмоций, поиск социальной поддержки, бегство от проблем, планирование решения проблемы, положительная переоценка, принятие ответственности, дистанцирование?

Если вам встретились неизвестные слова, рекомендую узнать их значение. А лучше заранее пройти психологические тесты Томаса (на поведение в конфликтной ситуации) и Лазаруса (на определение способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности).

«Почему вы ушли с прошлой работы?»

На этот вопрос важно ответить четко и лаконично. Обиженные экс- сотрудники никому не нужны, работодатель ищет самодостаточных взрослых людей.

Будьте готовы отвечать на непонятные, неудобные и неуместные, на ваш взгляд, вопросы. Иногда будет достаточно спросить: что бы вы хотели оценить исходя из моего ответа? Как ответ на этот вопрос оценивает меня как специалиста? Но не забудьте после подумать о том, почему эти вопросы вам не понравились. Может быть, дело в вас?

Важно понимать, какую работу для себя вы считаете идеальной. Что является важным именно для вас? Соотнесите ваши ожидания с предлагаемыми на собеседовании условиями. Не стесняйтесь задавать работодателю интересующие вас вопросы: можно ли посмотреть рабочее место прямо сейчас? Какие задачи входят в должностные обязанности? Какие задачи, не входящие в должностные обязанности, будет необходимо выполнять? Как часто? Как оплачивается? Бывает ли и с чем связана сверхурочная работа? Кто сможет заменить в случае болезни или отпуска? Нужно ли быть на связи в это время? Бывают ли задержки заработной платы?

Но помните: для того, чтобы выпендриваться, нужно действительно из себя что-то представлять.

В заключение хочу сказать: не бойтесь быть собой! Будьте честными прежде всего с собой. Не приписывайте себе несуществующих качеств. Не  умалчивайте о важном.

Если вы будете откровенны на собеседовании и вам откажут, то это будет говорить не только о том, что вы не подходите на вакантную должность, но еще и о  том, что работодатель не может удовлетворить важные для вас условия труда.

Удачи на собеседовании!

Психолог, Анна Мудрая