Слова «вы уволены» для многих звучат неожиданно. За что? Мы же ничего не делали предосудительного. Что в нашем поведении насторожило начальство? Нам только кажется, что начальство не замечает нас.
Существует довольно много причин, по которым нам могут указать на дверь. Чтобы это не оказалось для нас неожиданностью, лучше ознакомиться с ними.
Отношения начальника и подчиненного выглядят довольно просто. Начальник выдает задание, служащий выполняет его. Однажды служащий получает задачу, которая звучит для него, как испытание из сказки: «Пойди туда, не знаю, куда; принеси то, не знаю, что». Любой человек почувствует возмущение, если его загружают работой, находящейся вне его компетенции. Бывалый сотрудник не станет возмущаться вслух. Он может попытаться виртуозно увернуться от навязанной ему проблемы. Но он никогда не скажет: «Это не моя проблема». Руководство сразу настораживается, когда слышит эту фразу. Идеальный сотрудник в их представлении должен принимать любую проблему фирмы, как свою. А ещё лучше, если сотрудник проявит инициативу. Верным решением будет посильно разобраться в проблеме и найти человека, способного её решить, если она действительно не в вашей компетенции.
Кот за двери — мыши в пляс. Информация о том, что начальника нет на работе, распространяется с удивительной быстротой. У многих появляется соблазн последовать его примеру. Во-первых, всегда есть дела, которые нужно решить в рабочее время. Во-вторых, можно просто пойти погулять. А работать будем завтра. Начальник не узнает. Подчиненные ошибаются. Он обязательно узнает, даже если нет камер слежения. Кто-нибудь из сотрудников поделится с ним радостью прогульщика. Начальники любят во время своего отсутствия неожиданно звонить сотрудникам и проверять, где они находятся и чем занимаются. Поведение прогульщика никому не понравится. Ему платят заработную плату, и он обязан находиться на рабочем месте. Прогульщик покушается на власть начальника, проявляет неповиновение. Если начальство задумается, насколько такой сотрудник полезен фирме, ему припомнят нарушение трудовой дисциплины. Момент, когда шеф поймает прогульщика, очень неприятен для него. Приходится писать объяснительную записку. В большинстве случаев прогульщик врёт, например, о посещении дантиста. Шеф прекрасно понимает, что его обманывают. Проштрафившийся сотрудник может быть ценным работником, но у руководителя своё отношение к лжецам и прогульщикам.
Старайтесь не конфликтовать и избегать скандальных коллег. Кто-то любил ябедничать в детстве и не прекратил это делать сейчас. Свои претензии обиженный сотрудник не обязательно изложит в докладной. Он может в разговоре с начальником обмолвиться о вашей нерадивости или некомпетентности. Если поток жалоб от него не иссякнет, то руководитель возьмет вас на заметку. Это может сыграть решающую роль, когда в офисе назреет сокращение.
Всем хочется иметь на работе надежное укрытие со всеми удобствами. Желательно не сидеть спиной к двери. Хорошо бы расположиться спиной к стене. Тогда никто не посмотрит через плечо на монитор. Можно будет при звуке открываемой двери успеть убрать со стола то, чего не должен видеть начальник. Хорошо бы не оказаться на пути воздушных трасс кондиционера. Но таких мест в помещении одно-два. А кто-то не желает с этим смириться. И жалуется, что ему мешает кондиционер. И освещение ему не нравится. И запах какой-то в комнате стоит. Компьютер медленно работает. Надо бы заменить. Стул расшатан. Канцелярских принадлежностей не хватает. Хорошего настроения такому служащему тоже не досталось. У него вечно недовольное выражение лица. Он начинает сетовать на медленный компьютер, а заканчивает жаловаться на родственников, знакомых. Все с ним несправедливы, всё у него плохо. Люди стараются дистанцироваться от источника негативных эмоций. Руководитель старается реже встречаться с ним ещё и потому, что сотрудник осаждает его требованиями. Он хочет пересесть на место другого сотрудника. Но кто же согласится уступить ему своё место? Настойчивые просители раздражают. При первом случае начальство постарается избавиться от такого сотрудника.
Служащие собираются в комнате совещаний, чтобы сообща решить вопрос. Среди сотрудников находится человек, который со всеми спорит. Понятно, что в споре рождается истина, но высказаться хотят все. И это спор другого рода. Спорщик не ищет решения вместе со всеми. Он просто цепляется к мелочам, будто перед ним стоит задача завалить обсуждение, затормозить работу, не дать найти решение. Именно это он и делает. Совещание длилось два часа и закончилось без результата. Расстроить совещание можно другим способом, хорошо проверенным ещё в школе. Все знают, как сорвать урок. Ситуация повторяется с разницей в несколько лет. Один из присутствующих шутит, рассказывает анекдоты, уводит всех от цели разговора. Настроение у всех расслабленное. Непонятно, с какой целью они все здесь собрались. Посмеявшись два часа, все разошлись по рабочим местам. В дальнейшем такого сотрудника перестанут приглашать на совещания, а при удобном случае предложат ему искать другое место.
Крайнее проявление гостеприимства, гласящее, что вещи хозяина автоматически принадлежат гостю, не имеет ничего общего с материальным обеспечением служащего. Руководство убеждено, что и без объяснений понятно: компьютеры и планшеты, предоставленные для служебного пользования, принадлежат фирме. Их не следует выносить за пределы фирмы. Ими нельзя пользоваться в своих целях. Оборудование предоставлено не для того, чтобы сотрудники скачивали на них музыку, фильмы, посещали различные сайты. Служащие отдела IT очень скоро заметят, как сотрудники расходуют трафик, а может, и поймают пару-тройку вирусов, проникнувших в сеть. Охранник может поинтересоваться, что у сотрудника в сумке. Если в ней окажется гаджет, принадлежащий фирме, охранник будет вынужден доложить об этом начальству. От таких сотрудников спешат избавиться.
«Я не хочу и не буду это делать», — заявление исходит не от капризного ребенка, а от взрослого человека. Но служащий не ребенок, чтобы капризничать, а начальник не родитель, чтобы воспитывать. Служащего, делающего такие заявления, как правило, быстро увольняют.
Нестандартные ситуации стараются называть обтекаемыми фразами: «разговор на повышенных тонах», «неспособность контролировать эмоции». Человека, устраивающего подобные ситуации, называют простым словом «скандалист». Он может подавать надежды, что получит когда-нибудь Нобелевскую премию, но работать в коллективе не способен. Эмоции профессионалы оставляют дома.
В каждом офисе есть очаровательный мошенник, с ловкостью перекладывающий свою работу на других. Какое-то время ему удается манипулировать другими людьми, присваивать себе чужие заслуги. Однажды это надоедает тем, кто действительно работает. Коллеги смогут блокировать усилия такого ловкача. Может даже случиться, что он сам напишет заявление об увольнении.