Как совмещать две и более работы

HR рассказала о том, что один знакомый кандидат никак не мог найти работу. Его приглашали на собеседования, но ни одного оффера он так в результате и не получил. Самооценка упала ниже плинтуса, а специалист неплохой. Она стала разбираться, выступая в роли карьерного консультанта. Выяснилось, что у него есть свой небольшой бизнес, но о нем он забывает упомянуть во время интервью. Вывод напрашивается сам собой: работодатель в подавляющем большинстве не заинтересован, чтобы его сотрудники где-то еще работали, и хочет ими владеть целиком и полностью; отсюда совет HR-а — по возможности не упоминать об этом на собеседовании.

На эмоциональном уровне понять работодателя можно, а вот на рациональном сложно, поскольку у совместителей есть масса плюсов, и я согласен с выводами о том, что такие люди обладают хорошим тайм-менеджментом, не выпрашивают повышение зарплаты, не ропщут и не подхалимничают, не боятся высказывать мнение и потерять работу, а в кризис легко переживают всевозможные проблемы, в т.ч. связанные с задержкой зарплаты. Мотивы кандидата, который ищет дополнительную работу, могут быть разные (приобретение опыта и скилов в другой сфере, стремление больше зарабатывать, попытка разнообразить жизнь). Недавно я писал в блоге о слэшерах. Это люди, которые совмещают две (или более) работы в течение одного и того же периода времени, причем это разные работы. У меня много примеров знакомых, которые совмещают работу. Есть как положительные, так и не очень. Дедлайнерам и прокрастинаторам можно не беспокоиться — они вряд ли справятся с этой задачей, впрочем, главная проблема этих людей не в плохом тайм-менеджменте, а в том, что их так воспитывали в детстве. А я решил порефлексировать, как подготовиться и как правильно совмещать.

Прежде чем совмещать две и более работы:

Оцените свои возможности. Сможете ли вы справиться с умственными и физическими нагрузками на обеих работах.

Уточните возможности, связанные с гибким графиком. Если есть возможность гибкого графика, то это, безусловно, повышает шансы успешного совмещения.

Оцените объем работ. Установите реалистичные ожидания в отношении объема работ, который вы будете выполнять.

Расставьте приоритеты. Определите и расставьте приоритеты в зависимости от срочности и важности задач, чтобы сосредоточиться на наиболее важных.

Минимизируйте отвлекающие факторы. Минимизируйте отвлекающие факторы, чтобы сохранить концентрацию на работе.

Соблюдайте баланс. Всегда существует риск выгорания, поэтому важно находить время для отдыха и личных дел.

Что поможет эффективно совмещать две и более работы

Качественный тайм-менеджмент
HR, о которой я вспоминал, совершенно справедливо отметила, что люди, работающие на двух работах, как правило, хорошо управляют временем, потому что быть эффективным на двух работах непросто. Возможно, управление временем — самый важный компонент успешной работы в двух местах, и без четкого планирования не обойтись. Эксперты советуют упрощать повседневные задачи и оптимизировать время на их выполнение, например, готовить еду впрок. Важно также вести список дел и отмечать выполненные задачи.

Грамотное управление доходами
Работая на двух и более работах, человек, естественно, больше зарабатывает, но важно грамотно распоряжаться лишними деньгами (хотя деньги лишними не бывают). Особенно важно инвестировать часть заработка в свое дальнейшее развитие, что поможет получать еще больше или упростит совмещение.

Честность в отношении работодателя
HR в приведенном мною примере рекомендовала кандидатам не афишировать наличие второй работы, во всяком случае на собеседовании. Но все тайное становится явным, тем более что совмещение требует гибкого подхода, а значит, в любом случае придется договариваться. Так что будет разумно сообщить своему руководителю о второй работе если не сразу, то спустя некоторое время.

Правильный выбор второй работы
Подходы к выбору второй работы или источника дополнительного дохода могут быть разными. Некоторые стремятся выполнять похожую работу. В таком случае главный мотив — это дополнительный заработок. Слэшеры, о которых я упоминал, наоборот, работают на двух абсолютно разных работах, а вторая работа часто вырастает из хобби. Для них важны не столько деньги, сколько желание разнообразить труд. Для кого-то вторая работа — это возможность развиваться, приобретая новые навыки или развивая имеющиеся. Эксперты также рекомендуют помнить о различных удобствах — это и гибкий график, и география, т.е. чтобы работы находились по близости, если требуется физическое присутствие, чтобы избежать дорогостоящих и затратных по времени поездок на работу.