Как VR революционизирует HR в цифровую эпоху

HR-сфера становится цифровой, хотя и не без проблем.  Продвинутые HR-ы отслеживают технологические новинки, которые способны повысить эффективность и оптимизировать сложные процессы. Я расскажу вам, как VR (виртуальная реальность) может быть полезной для таких HR-функций, как рекрутинг, онбординг, обучение и развитие.

VR в рекрутинге

Первое, что я бы отметил, — все новое, технологичное привлекает поколение «Z», или «цифровое поколение». Поэтому необходимо успешно конкурировать на рынке труда с технологичными компаниями. Все компании не могут быть айтишными, но все в той или иной степени могут применять технологии (например, в рекрутинге). На первоначальном этапе отбора VR позволяет кандидату взглянуть на свое потенциальное рабочее место и попробовать себя в роли сотрудника на конкретной позиции. Если выясняется, что он подходит для этой вакансии, то вероятность того, что он будет успешно работать в компании, значительно повышается; если нет, то хорошо, что это обнаруживается на раннем этапе, поскольку сэкономит время как компании, так и кандидата.

Кейс

В одной сети кафе-пекарен появился новый инвестор и огромные планы по развитию, а значит, и огромная потребность в человеческих ресурсах, прежде всего официантах и бариста. Третья часть людей уходила после собеседования, как только им предлагали пробную смену, а часть уходила после пробной смены (кафе-пекарня перегружена работой и было не до качественного введения новичка в работу). В компании решили использовать VR-очки во время интервью. Кандидат надевал их и оказывался на рабочем месте в кафе. С помощью очков виртуальной реальности и специально отснятого 360-градусного видео соискатели получали возможность прочувствовать все тонкости будущей работы с эффектом максимального присутствия на рабочем месте. Поток кандидатов в компанию увеличился на 42 %, в т.ч. за счет любопытства кандидатов. Да, на собеседовании появлялись псевдоискатели, но они тоже были полезны, т.к. фактически участвовали в распространении информации.

VR в пребординге и онбординге

Пару лет назад я пообщался с HR-ом, который рассказал о применении VR в пребординге. Кандидаты, подписавшие оффер, получали доступ к виртуальной реальности, где могли почувствовать себя на рабочем месте, потренироваться. После такого погружения новичок выходил на работу чуть ли не в 100 % случаев. VR создает много дополнительных эффектов: мотивацию, сокращение времени на онбординг и улучшение его качества, возможность оценки и др. Особенно это эффективно на позициях, где требуется быстрая адаптация, где большой риск для жизни и большой уровень стресса. Словом, способность VR имитировать реальный жизненный опыт неоценима при онбординге.

VR в обучении и развитии

Эффективность работы персонала часто связана с возможностями для обучения и развития. Чем больше возможностей для профессионального развития и карьерного роста, тем дольше сотрудник проработает в компании. VR может сделать обучение более доступным, увеличивая вовлеченность. Особенно актуальным VR стал в последнее время из-за пандемии, когда количество удаленных работников увеличилось в разы. Вообще, бизнес-тренеры всегда использовали имитацию в качестве методического приема для прокачки навыков. К примеру, на тренинге участникам предлагают представить, что они стоят за прилавком магазина и должны обслужить клиента (предложить товар, ответить на вопросы). VR в таких случаях незаменим.

Кейс

Однажды я познакомился с крупным производителем, который создал для развития и обучения персонала свою Академию и начал пробовать VR-технологии, в частности внедрил тренажеры виртуальной реальности для обучения работников навыкам публичных выступлений. Казалось бы, зачем это нужно? Сейчас поясню. Чтобы эффективнее продавать продукцию, нужны не только технические знания и опыт, но и подвешенный язык, в частности способность публично рассказать об особенностях и преимуществах продукции. Вначале попытались обучать на тренингах, но столкнулись с рядом проблем. Во-первых, довольно многие стеснялись выступать публично, а, во-вторых, ввиду большого количества сотрудников и относительно высокой текучести персонала стало очевидно, что тренинги экономически затратны. Поэтому пришла идея тренировать при помощи VR-тренажеров.

Вообще, навыки выступлений необходимы практически всем, где требуется общаться с сотрудниками и внешними клиентами, когда необходимо защищать свои идеи и преодолевать страх перед выступлениями.

Плюсы VR

Нет никаких оснований не верить в перспективы VR.

Во-первых, VR позволяет уменьшить время обучения и усвоения информации. Например, VR-экскурсия по одному из предприятий заняла в три раза меньше времени, чем вживую, и при этом дала полное представление об объекте.

Во-вторых, это внимание, которое все труднее удерживать современному человеку. Поэтому компании с целью привлечения потребителей постоянно придумывают новые продукты. Данный инструмент позволяет полностью сосредоточить внимание пользователя на моменте обучения и лишает возможности отвлечься на что-либо другое. Проще говоря, обучение какому-либо навыку или знанию уже конкурирует даже с сообщением в Facebook или СМС от мамы.

В-третьих, это кастомизация. VR-технологии позволяют адаптировать программы под индивидуальные потребности обучаемого специалиста, например, в зависимости от индивидуальной скорости усвоения информации.

В-четвертых, это оперативная реакция на постоянные изменения. Например, специалист отрабатывает технологическую цепочку, но произошли изменения. Можно внести корректировки в программу обучения, в 3D-модель.

Резюме

Широкое использование VR — не отдаленное будущее, а уже сегодняшний день. Термин «виртуальная реальность» уже активно используется в речи. Для HR-менеджеров важно не пропустить момент и готовиться к внедрению VR-технологии во всех HR-функциях.