Мы привыкли к собеседованиям (интервью) при устройстве на работу и кажется, что без них трудоустройство невозможно. Я сам регулярно последние 20 лет писал о различных видах интервью: телефонные, стрессовые, структурированные или по компетенциям, проективные, ситуационные, групповые, видео-интервью… Пожалуй, можно с уверенностью сказать, что 99,9 % компаний проводят собеседование и зачастую не одно, а несколько. Но в последние годы все чаще говорят о так называемом открытом найме (open hiring).
Что такое открытый наем?
Открытый наем — это метод найма, при котором работу получает тот, кто первым подаст заявку. Без лишних вопросов, без резюме, без собеседований, без проверки биографических данных. Независимо от образования или опыта. На уровне стратегии открытый наем позволяет перераспределить ресурсы и больше инвестировать в сотрудников, а не в методы отсева кандидатов.
Что такое сегодняшний наем?
Практически 100 % компаний проводят собеседования с кандидатами, и даже не одно, особенно это касается крупных компаний, в которых кандидат может отдельно общаться с рекрутером или HR-ом, руководителем отдела, с командой отдела, с кем-нибудь из топ-менеджеров. Помимо интервью, кандидата могут протестировать батареей личностных и профессиональных методик, предложить тестовое задание, поучаствовать в ассессменте. Не все это выдерживают. И это еще не всё. Сегодня большинство компаний проверяют рекомендации. Таково состояние процесса отбора сотрудников сегодня.
Кейс
Компания Greyston Bakery была создана в 1982 г. в Йонкерсе, штат Нью-Йорк, известным дзэн-буддистом Берни Глассманом. Она нанимала низкоквалифицированных работников из числа местных жителей и продавала выпечку в рестораны Манхэттена. Компания выстроила успешный бизнес с сотрудниками, привлеченными по методу открытого найма. Пекарня предлагает выходить на работу всем кандидатам, выразившим желание в ней работать. Для этого не нужно ни резюме, ни собеседований, ни проверки благонадежности, ни даже наркологических тестов (очень популярных в США). Greyston Bakery работает, используя подобную стратегию найма уже 50 лет. Более того, своим опытом делится с другими компаниями, для чего создала Центр открытого найма.
Кейс
The Body Shop — международный производитель косметики. Компания использует открытый наем, чтобы справиться с пиковой нагрузкой во время праздников, и нанимает 200 сезонных работников на свой сортировочный склад. Рекрутеры компании задают кандидатам три вопроса: есть ли разрешение на работу в США? Способны ли они выстоять на ногах 8 часов? Могут ли они поднимать вес до 23 кг? Рекрутеры компании утверждают, что они быстро заполняют рабочие места, при этом текучесть сезонного персонала стала намного ниже, а производительность труда выросла больше чем на 10 %. После подобного успеха компания начала использовать открытый наем на позиции в своих розничных магазинах.
Кейс
Chain Logistics, компания из Нидерландов, одна из первых в стране стала использовать стратегию открытого найма с 2019 г. Компания специализируется на логистике, т.е. на транспортировке, складировании, фулфилменте продуктов. Являясь сторонником социального предпринимательства и права работать для всех, компания придерживается открытой политики найма на некоторые позиции.
Плюсы открытого найма
Доступ к большему пулу кандидатов
Чем меньше требований к кандидату, тем больше будет резерв кандидатов.
Больше дайверсити (разнообразия)
Вакансии практически для всех, вероятно, увеличат разнообразие внутри компании.
Быстрый процесс найма
Логическим следствием отсутствия требований к кандидатам является ускорение процесса найма.
Удержание сотрудников
Это подход, который не фокусируется на прошлом людей, а вместо этого фокусируется на том, что они могут сделать. Это реальная возможность для тех, кто часто сталкивается с препятствиями при трудоустройстве (например, люди с инвалидностью или без опыта работы).
Положительное влияние на общество
Иметь работу важно для всех, особенно для тех, кого часто упускают из виду (из-за того, что они сделали в прошлом). Работа — это шанс изменить свою жизнь, возможность по-настоящему начать все сначала.
Мы пойдем другим путем
Открытый наем — не единственная нетривиальная стратегия в подборе персонала. Компания Unilever сэкономила 100 000 часов, задействовав искусственный интеллект (ИИ) в своих процессах найма. ИИ считывает лица кандидатов, язык тела и выбор слов и проверяет их на соответствие чертам, которые считаются определяющими для успеха на той или иной позиции в компании. Как разрабатывалась эта программа, какие данные в нее вводятся — пока секрет.
Информация к размышлению
Если кто-то подумал, что открытый наем можно использовать исключительно для низовых или сезонных позиций, то это не так. На LinkedIn мне попался интересный пост одного эксперта, который познакомился с руководителем HR-департамента компании из списка Fortune 500. Компания эта занимается инновациями, не боится бросить вызов статус-кво и быть совершенно непонятой в краткосрочной перспективе. Так вот, эта компания использует стратегию открытого найма. Вот что руководитель руководитель HR-департамента сказал об открытом найме: «Представьте, что вы руководитель спортивной школы и вам нужно нанять нового тренера по плаванию. Вы и команда сотрудников провели час, собеседуя кандидата на эту должность и оценивая его компетенции. Другого кандидата вам порекомендовал олимпийский чемпион Майкл Фелпс, произошла короткая встреча и знакомство. Какого кандидата вы бы наняли?».