Stay-интервью: инструмент для удержания персонала

Сегодня все больше компаний используют так называемые прощальные, или exit-интервью. Это неплохо — узнать причины увольнения сотрудника, тем более если он значимый. Но в любом случае он по большому счету потерян для компании. Встает вопрос: можно ли предотвратить увольнение и как это лучше сделать? Можно. Удержание персонала — это одна из ключевых HR-функций. Одним из инструментов политики удержания являются так называемые удерживающие, или stay-интервью (еще встречается вариант retention-интервью). Один из HR-директоров рассказал показательную историю.

«Взяли на работу мужчину на вакансию оператора. Работал хорошо, а потом внезапно «потух». Мы в компании проводим stay-интервью, в том числе с рабочими, потому что они у нас на вес золота. Начали выяснять причину. Оказалось, что там работал бывший муж его жены. Он с ним поначалу не сталкивался, тем более тот сначала был на больничном, потом в отпуске. Во время интервью также выяснилось, что у него уже зрела мысль об увольнении. Но мы не захотели его терять и просто перевели на другое место работы, где бы он не пересекался с этим человеком».

Что такое stay-интервью?

Это интервью, которое проводится с ценными сотрудниками. Цель состоит в том, чтобы определить причины, по которым сотрудник до сих пор оставался в организации. Также выявляются какие-либо конкретные триггеры, которые могут привести к увольнению сотрудника, или, наоборот, «якоря», которые могут удерживать. Stay-интервью проводится один на один с сотрудником. Одним из важных моментов и ключевых отличий от exit-интервью (HR-команда обычно берет эту функцию на себя) является то, что ключевая нагрузка ложится на непосредственного руководителя. И это объяснимо, поскольку менеджеры чаще общаются и наблюдают за работой своих подчиненных. При этом HR может оказать методическую помощь в проведении интервью (не все руководители умеют грамотно проводить интервью, поэтому поддержка со стороны HR-а очень даже уместна). В таблице вы можете ознакомиться, чем отличается stay-интервью от exit-интервью.

Таблица. Отличия stay-интервью от exit-интервью

 

Stay-интервью

Exit-интервью

Интервьюируемый

Ключевой сотрудник, продолжающий работать

Увольняющийся ключевой сотрудник

Интервьюер

Менеджер отдела

HR-менеджер

Цель

Улучшить опыт работы с конкретным сотрудником и продлить его работу в компании

Определить основные проблемы в компании, команде и позициях, которые могут подтолкнуть других сотрудников к увольнению

Чем хороши stay-интервью?

Эксперты утверждают, что stay-интервью — эффективная стратегия удержания сотрудников по ряду причин.

Проактивность

Любая информация, полученная в ходе интервью, может быть использована для разработки мероприятий, направленных на то, чтобы убедить сотрудника продолжать работу в компании.

Индивидуальная направленность

Stay-интервью проводят с сотрудником один на один. Такой индивидуальный подход позволяет сотруднику чувствовать себя особенным и высоко ценится. Персональный подход позволяет получить информацию, которая может быть использована для целенаправленного решения проблем конкретного сотрудника.

Дешевизна

Еще одно преимущество stay-интервью — это то, что их проведение не требует больших затрат. Требуется только время. Знакомая HR-директор говорит: «Это беседа на 1–1,5 часа, в ходе которой мы хотим выяснить, каким образом человек видит свое развитие в компании и что мы можем предложить со своей стороны». Некоторые утверждают, что для проведения подобного интервью менеджеру не обязательно иметь какие-либо специальные навыки, но я с этим не согласен. Другое дело, что если навыков не хватает, то лучше получить поддержку со стороны HR-а.

Условия для успешного stay-интервью

Чтобы stay-интервью было успешным, оно должно быть проведено правильно. Что это значит? Собеседование поможет получить полезную информацию, т.е. информацию, которая может быть использована для принятия эффективных кадровых решений. Итак, несколько советов.

Непринужденная атмосфера

Любая беседа с руководителем может вызвать нервозность, особенно если такое происходило редко. Некоторые боятся говорить о своих разочарованиях, особенно руководству. Убедитесь, что сотрудник чувствует себя комфортно и готов говорить открыто.

Используйте разговорный тон

Интервью следует проводить в полунеформальной манере. Это должно быть больше похоже на беседу, чем на интервью. Известный консультант Владимир Якуба говорит: «Stay-интервью должно быть замаскировано под обычную беседу. И те вопросы, которые вы хотите задать сотрудникам, вы можете задавать как бы между делом, не обязательно все сразу. Причем так, что они и не догадаются, что это было интервью».

Будьте готовы к неожиданным откровениям

Сотрудник может высказывать довольно критические взгляды на руководство. В таких случаях интервьюер должен сохранять спокойствие и беспристрастность. Ни в коем случае не стоит занимать оборонительную позицию.

Примите меры

Если что-то пообещали на интервью, то должны последовать видимые действия. Если не будет предпринято никаких действий, интервью будет не просто пустой тратой времени, а еще и ухудшит ситуацию. Кстати, именно поэтому сами менеджеры побаиваются таких интервью, поскольку они провоцируют сотрудников на размышления и просьбы, с которыми что-то нужно делать.

Регулярность

Что касается периодичности, то stay-интервью необходимо проводить через регулярные промежутки времени. Регулярность зависит от организации. Stay-интервью должно проводиться всякий раз, когда менеджер или HR сочтет его целесообразным.

Вывод

Stay-интервью — это, конечно, не панацея в удержании сотрудника. Например, есть мнение, что это инструмент последнего шанса, как и контроффер. «В компании, где управляют компетентные руководители, где бизнес-процессы прозрачны, а правила справедливы и неизменны, методы удержания увольняющихся сотрудников не нужны. Уходить будут те, кто уже бесполезен, не может или не хочет ничего ей дать, а нужные люди будут на своих местах», — логично отмечает один из HR-экспертов.