У известного эссеиста, писателя, трейдера и риск-менеджера Нассима Талеба (он, кстати, несколько лет назад приезжал в Минск и выступал на одном из бизнес-форумов) есть теория, рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия. Ключевое понятие — «черный лебедь». Это событие, которое кажется редким и труднопрогнозируемым, но как только оно происходит, все начинают понимать, что оно случилось закономерно, логично.
Талеб предлагает три критерия, по которым событие можно отнести к «черному лебедю»: неожиданность (в том числе для экспертов); значительные последствия; появление рационального обоснования после того, как оно случилось. Таким событием два года назад стал коронавирус. В том, что пандемия коронавируса вызвала, вызывает и еще будет вызывать значительные последствия, уже мало кто сомневается, причем независимо от того, кто и как относится к вирусу. То, что для большинства это было неожиданным (пожалуй, кроме Билла Гейтса), тоже факт. Ну а рациональное обоснование скоро будет не за горами, если, конечно, мировое внимание не будет сфокусировано уже на другом «черном лебеде».
Что делать? В предыдущем материале, который был ориентирован на руководителей, я рассказал о том, как в случае кризиса действовать руководителю компании, чтобы минимизировать возникающий вал проблем, особенно в случае появления «черного лебедя». Но каким бы закаленным ни был руководитель, он сам нуждается в поддержке, чтобы оставаться в ресурсном состоянии (быть в ресурсе — это иметь в наличии физические, душевные и духовные силы и энергию для решения задач), особенно когда зашкаливает неопределенность. Вот несколько советов, которые полезны в том числе сотрудникам.
-
Ограничьте поток информации
Современный человек и так перегружен информацией, поэтому лонгриды уже не в моде, короткие тексты максимально упрощаются с точки зрения подачи смысла, а то и превращаются в инфографику и т.д. Сколько тратить времени на чтение новостей, пускай каждый решает сам, я лишь советую сузить количество источников информации. Например, у меня их 3–4 ключевых и несколько дополнительных, которые я изредка просматриваю, чтобы картина представлялась как можно более объективной. По телевизору я смотрю только спорт и мультфильмы вместе с ребенком.
-
Работайте
Наверное, можно позавидовать тем, у кого физический труд, позволяющий отдыхать мозгу. Но если вы работник умственного труда, то вам повезло меньше. Многие наверняка сражаются с одной ментальной ловушкой — ощущением бессмысленности своего труда. Так, я уже давно закалился, поскольку такое ощущение возникало у меня давно, куда в более благополучные времена. Как бороться с этим ощущением? Поддерживать друг друга в компании, искать положительные сигналы извне, например, от коллег по HR-цеху. Помню, как однажды знакомый сказал мне, что если в Беларуси появится музей HR, то я там буду одним из ключевых экспонатов. J С одной стороны, меня это рассмешило, а с другой — было очень приятно. Возвращаясь к работникам умственного труда скажу следующее: все-таки поищите возможности для физических упражнений. Мне, например, повезло: у меня есть огород с двумя теплицами, а еще я колю дрова.
-
Шутите, ищите позитив
Часто вспоминаю шутку, которую услышал еще в молодости. Одного человека спрашивают, как он расслабляется. Он отвечает: «Никак. Я просто не напрягаюсь». Конечно, шутить надо обязательно. В кризисы важно уметь мобилизоваться, но в состоянии мобилизации долго находиться не получается, а события а-ля «черный лебедь» быстро не проходят, да и энергию расходовать надо правильно, как и раскидывать мозгами. Поэтому шутите, занимайтесь йогой (кстати, одна из моих давних знакомых HR-ов успешно несколько лет занимается йогой), находите маленькие удовольствия, не забывайте о хобби (конечно, если ваше хобби путешествовать, то лучше пока о нем забыть).
-
Думайте о будущем, проявляйте эмпатию
Есть известная украинская пословица «Дурень думкою багатіє». Она троллит ленивых, которые предпочитают фантазии конкретным действиям. Но в кризисное время думать о будущем все же полезно, пускай горизонт заметно сокращается. Есть такое понятие, как «тоннельное мышление», которое пришло из офтальмологии. Окулисты говорят о тоннельном зрении, когда у человека не работает периферическая область сетчатки глаза, т.е. он видит только то, что находится перед глазами. В состоянии опасности, страха, тревоги человеку свойственно тоннельное мышление. С одной стороны, хорошо сконцентрироваться на важном. А с другой — плохо, ведь человек не видит общую картину (например, руководитель — происходящего с сотрудниками). Особенно это важно для тех, у кого не развит эмоциональный интеллект. Я писал о нем, пожалуй, первым в Беларуси, 20 лет назад, пообщавшись с мировыми гуру, например, с президентом Йельского университета Питером Саловеем (кстати, он этнический белорус). Так вот, одной из составляющих эмоционального интеллекта является эмпатия — сочувствие, умение разделить эмоции другого человека, при этом не перенося их на себя. И что еще интересно, эмпатия — лучшее средство против тревоги и страха. Посмотрите, что происходит вокруг вас, подумайте, чем вы можете помочь.