Последнее слово за руководителем

Я с детства люблю аббревиатуры и часто в школе демонстрировал свои знания (и не за просто так). Любовь эта с годами только крепла. В менеджменте, и в HR-менеджменте в частности, аббревиатур огромное количество. Считаю, что очень много сделал для популяризации аббревиатуры HR (Human Resources) у нас в стране.

В последние годы я неоднократно сталкивался с аббревиатурой VUCA. Ее придумали американцы в конце 1980-х в отношении вооруженных сил, но со временем стали применять по отношению к бизнесу. VUCA — это volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Скажу честно, я только-только запомнил расшифровку, разобрался с сутью, но, как оказалось, в моде уже новый акроним BANI, описывающий пандемийный и постпандемийный мир: brittle (хрупкий), anxious (тревожный), nonlinear (нелинейный), incomprehensible (непонятный). То есть, как вы поняли, все намного хуже. Хотя есть мнение, что этот мир очень даже подходит для предпринимателей, бизнесменов и «остаповбендеров», но это не точно.

«Спой песню как бывало, отрядный запевала…»

К чему я завел эту песню? К тому, что вызовы наподобие пандемийного или любого другого продолжатся, и здесь даже самым предприимчивым и гибким будет несладко, например, руководителям компаний.

Вообще, такие кризисы и с такой частотой ясно дают понять, что для успеха (или, будем скромнее, — элементарного выживания) необходимо кооперировать усилия внутри компании; важно объединять усилия лучших сотрудников, чтобы решать быстро меняющиеся сложные проблемы. Разнообразие мнений к тому же позволяет смотреть на проблемы и возможности под разными углами и благодаря этому находить какие-то нетривиальные решения, быстро адаптироваться к меняющейся среде.

Не все с этим согласны, некоторые утверждают обратное, например, что руководитель должен сконцентрировать власть в своих руках в кризис. К тому же психологи утверждают, что во время кризиса страх и тревога толкают человека концентрироваться на собственной персоне, на собственных действиях и не интересоваться мнением окружения. Кроме того, человек старается действовать так, как он уже действовал в прошлом. Психологи называют это ригидностью. Стремление взять все под контроль может также заставлять действовать в одиночку. И еще один момент: поскольку ресурсы во время кризиса иссякают, люди начинают думать о самосохранении. Но есть множество исследований, которые все же за объединение усилий внутри компании, за демократию.

«Легко не будет»

Несколько лет назад мне попалась книга «Легко не будет». Написал ее известный американский предприниматель Бен Хоровиц. Он сам прошел сквозь различные трудности и поделился своим опытом. Книга прежде всего ориентирована на руководителей. В главе «Когда все вокруг рушится» он предложил несколько дельных советов, как раз поддерживая идею объединения усилий внутри компании. Особенно акцент сделан на необходимости общения с сотрудниками, и это общение должно быть правдивым. Хоровиц называет три причины, почему необходимо правдиво общаться.

  1. Доверие.

«Если нет доверия, то коммуникация теряет свою эффективность. Это означает следующее: в любых отношениях между людьми необходимость во взаимном общении обратно пропорциональна уровню доверия, установившегося между сторонами», — пишет Хоровиц.

Когда руководитель доверяет сотруднику, то не требуется никаких пояснений и комментариев практически к любым действиям. Руководитель уверен, что все они предпринимаются с учетом его интересов и, конечно же, компании. А если доверия нет, то сколько не убеждай руководителя, он все равно будет сомневаться — и наоборот. Чем больше компания, тем серьезнее будет эта проблема. Возникает доверие не на пустом месте, а тогда, когда руководитель честен с сотрудниками. Есть мнение, что компании с доверительными отношениями более эффективны в управлении.

  1. Чем больше, тем лучше

Чтобы создать действительно классную компанию, особенно в сфере высоких технологий, нужны талантливые сотрудники. Бессмысленно нанимать таланты и не привлекать их к решению наиболее трудных проблем. Об этом, кстати, часто говорил Стив Джобс: «Нет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем людей, чтобы они говорили, что делать нам». Так вот, чтобы использовать ум сотрудника, нужно, чтобы он как минимум был в курсе дел. «Как бы ни были умны сотрудники, они не смогут решить проблему, о существовании которой не подозревают», — пишет Хоровиц.

  1. Здоровый моральный климат в коллективе

Но знаний о конкретных проблемах мало. Интересный факт. Оказывается, в компаниях, которые обанкротились, многие сотрудники знали о серьезных проблемах задолго до того, как эти проблемы вылезли наружу. Так если они знали, то почему не предпринимали никаких действий? Логичный вопрос, на который есть ответ. Руководители компаний стараются блокировать распространение плохих новостей. Кстати, это не мешает сотрудникам знать о существовании проблем и шушукаться по углам. Но время упускается и наступает момент, когда слишком поздно что-либо делать.

«Здоровый моральный климат в коллективе побуждает сотрудников обсуждать плохие новости. Если в компании говорят о проблемах свободно и открыто, то, скорее всего, они будут быстро решены. Если же проблемы замалчиваются и скрываются, то это раздражает всех, кто причастен к их решению», — пишет Хоровиц. Он дает следующий совет: «Сформировать моральный климат, в котором поощряется, а не наказывается стремление людей открыто обсуждать и решать проблемы».

Принимайте фундаментальные решения сами

Интересно, что, подытоживая рекомендации для руководителей компаний, Бен Хоровиц все же самые ключевые решения предлагает принимать единолично. Да, советоваться с сотрудниками можно сколько угодно, и не только с ними, но и с консультантами, с другими руководителями, но последнее слово за руководителем. «Если вы руководите компанией, то наверняка находитесь под значительным психологическим прессингом, заставляющим вас говорить только положительные новости. Боритесь с этим прессингом. Осознайте свои страхи и преодолейте их. Говорите сотрудникам правду», — пишет Бен Хоровиц.

От себя скажу, что я продолжу писать на кризисные темы. Всем мира!