Коварный дедлайн

Дедлайн (от англ. deadline — «мертвая линия») — крайний срок выполнения задачи или работы. Меня давно интересовала тема, связанная с дедлайнами. Это слово прочно и быстро вошло в русский язык (далеко не все иностранные слова приживаются так быстро). А знаете, почему? Потому что со сроками у людей большие проблемы. И многие посчитали, что решить их можно с помощью дедлайна. На самом деле это ловушка: дедлайн очень коварен. Человек начинает откладывать выполнение задачи на последний момент. Об этом здорово на выступлении TED рассказал блогер Тим Урбан (рекомендую поискать это видео, оно есть с переводом на русский язык). Урбан здорово рассказал, что происходит, когда обозначен дедлайн, особенно такой долгий. Например, у него был год на написание «дипломной», все время он откладывал начало работы, в результате начал писать за три дня до дедлайна. И написал. Качество дипломной работы предсказуемо оказалось скверным.

Типология злоупотребляющих временем

15 лет назад мне повезло пообщаться по скайпу с одним из лучших специалистов в мире по вопросу злоупотребления временем, американским профессором Стивеном Бергласом. Общение это было, на первый взгляд, несерьезным, но тем не менее появилось интервью под названием «Хронические дедлайнеры» (его можно найти в Интернете). В чем главная идея Бергласа? Он предлагает ставшую уже классикой классификацию. Всего четыре типа людей. Самый популярный и распространенный — прокрастинатор (The Procrastinator). Для прокрастинатора дедлайн — это спасительная соломинка, он хватается с радостью за нее и оттягивает решение задачи до самого крайнего срока, потом делает второпях, естественно, некачественно (как Тим Урбан) или вообще проваливает выполнение задачи. Второй тип — перфекционист (The Perfectionist). Такой человек всегда считает, что можно выполнить задачу лучше, и начинает улучшать до бесконечности, проваливая дедлайн. Третий тип — угодник (The People Pleasure). Он пытается всем угодить, хватается за все… и также успешно все проваливает, в т.ч. сроки. Четвертый тип — упреждающий (The Preemptive). Казалось бы, такой человек все делает заблаговременно, опережая дедлайны, но беда в том, что такие люди индивидуалисты, это точно некомандные люди, своим опережением они также создают проблемы, например, переходят к выполнению другой задачи, а та, которую выполняли, их мало интересует. А если это работа команды? Словом, у других возникают проблемы.

Что со всем этим делать? Берглас предупреждает, что тренинги по тайм-менеджменту не помогут, потому что проблема злоупотребляющих временем была сформирована еще в детстве — у каждого по-разному (кого-то недохвалили, кого-то перехвалили). Проще всего уволить такого сотрудника, но если вы хотите заморочиться, то Берглас предлагает сценарии. Прокрастинатора надо убедить не бояться и помогать ему в решении задач, не доводя до дедлайнов; перфекциониста постоянно следует оценивать и убедить делиться промежуточными результатами; следить за рабочей нагрузкой угодника, чтобы он не хватался за лишнее; а упреждающего назначить руководителем команды.

Дедлайн — это зло, но не всегда

Недавно в Новой Зеландии провели интересное исследование. Нескольким тысячам человек предложили заполнить анкету, но одним дали дедлайн неделю, другим месяц, а третьим вообще никакого дедлайна не обозначили. Чтобы немножко промотивировать участников, им сообщили, что если они пришлют заполненную анкету, то десять долларов за каждую анкету пойдут на благотворительность. Результаты оказались очень интересными: самую большую активность проявили те, у кого не было дедлайна, причем большинство прислало заполненную анкету в первые три дня, т.е. отсутствие дедлайна мотивировало людей выполнить задачу как можно быстрее. На втором месте оказались те, у кого был дедлайн неделя. Хуже всего справились те, у кого дедлайн составлял месяц. Можно предположить, что чем дальше дедлайн, тем более человек склонен откладывать решение задачи на самый крайний срок. Более того, он может вообще не уложиться в срок (были такие из этой группы, кто присылал анкету через полгода).

Марош Серватка из Macquarie Business School, руководитель этого исследования, подводит к выводу, что если дедлайна нет, то чаще всего это воспринимается большинством людей, что задачу нужно выполнить как можно быстрее. Если дедлайн очень далекий, то высокий риск, что задача будет выполнена некачественно или с нарушением дедлайна или вообще не выполнена. Но исследователь предупреждает, что он не против дедлайнов, они необходимы, когда речь идет о сложных задачах, т.е. когда человек нуждается в ориентирах, чтобы правильно спланировать время.

Мой опыт

Мне, как редактору журнала, регулярно (более двадцати лет) приходится иметь дело с авторами и, естественно, с дедлайнами. Могу ли я опровергнуть или подтвердить выводы Мароша Серватки? Были случаи, когда человек запрашивал дедлайн и справлялся с работой; когда не запрашивал и не справлялся. Но успешнее всего справлялись те, кто все-таки не запрашивал дедлайн, причем делали это довольно оперативно. Еще могу подтвердить, что если дедлайн больше двух недель, то вероятность выполнения задачи резко снижается. Если вы думаете, что делаете большое одолжение, ставя срок выполнения задачи, например, месяц, то вы глубоко ошибаетесь. Вам придется напоминать человеку о дедлайне, а он в лучшем случае все будет выполнять второпях и в самый последний момент, даже чуть-чуть с нарушением крайнего срока. Если вы не напомните, большой риск, что задача вообще не будет выполнена. Не удивляйтесь, если качество такой работы будет посредственным.