Вопросы кандидата в конце интервью

Почти каждое собеседование заканчивается одинаково, т.е. после того как интервьюер (рекрутер/HR-менеджер/ нанимающий менеджер) заканчивает задавать свои вопросы, кандидату предоставляется возможность задать свои, за исключением случаев, когда кандидат совсем не интересен, хотя из вежливости тоже могут предложить. Если кандидат не успел разочароваться к концу интервью, то, конечно, необходимо пользоваться такой возможностью, и даже если не предложили, можно и самому попросить. Считается, что, задавая вопросы, кандидат показывает заинтересованность в компании и вакансии, но не только это, вполне вероятно, что можно будет узнать что-нибудь интересное.

Наведите справки о компании загодя

Опросы говорят о том, что половина интервьюеров не стали бы предлагать работу кандидату, если бы тот не имел никакого представления о компании. Поэтому, задавая вопросы в конце интервью, кандидат демонстрирует свои знания о компании и показывает, что хочет узнать больше. Мой совет: еще до первого контакта стоит навести справки о компании, возможно, вообще отпадет охота идти на интервью и тратить свое и чужое время. Например, я начинал разговор с кандидатом с вопроса о том, что он знает о компании и продуктах, и если человек говорил, что ничего не знает, то говорить дальше было не о чем. Естественно, в конце интервью я предлагал задать вопросы, если кандидат оставался интересным для меня. Если кандидат говорит, что у него нет вопросов, то создается впечатление, что ему все равно или что он туго соображает, а ведь ни то, ни другое не делает его сильным кандидатом.

О чем бы таком спросить?

Итак, в конце собеседования кандидату предлагают задать вопросы. Но какими они должны быть, о чем спрашивать? Если совсем коротко, то стоит спрашивать о том, что действительно интересует, и не стоит задавать вопросы исключительно для того, чтобы имитировать интерес. Над вопросами стоит подумать заранее. Вот несколько советов.

  • Вопрос должен быть конкретным, но при этом мотивирующим дать развернутый ответ, а не просто «да» или «нет». Не стоит задавать риторических вопросов, ответ на которые лежит на поверхности.
  • Не стоит спекулировать возможностью задать вопросы, а именно задавать много вопросов, — пять будет достаточно, но подготовить стоит больше, а выбрать, непосредственно ориентируясь по ситуации. Вполне возможно, что возникнет новый вопрос, а не из числа подготовленных.
  • Если в ходе интервью получены ответы на заготовленные вопросы (а такое случается), при этом новые вопросы не появились, стоит сказать об этом интервьюеру.
  • Очень часто в конце интервью возникает вопрос, связанный с зарплатой, и это правильно, ведь его стоит задавать, когда удалось прояснить некоторые вещи; кроме того, в начале интервью задавать этот вопрос в принципе не очень тактично.

О компании и о вакансии

Вопросы можно условно разделить на те, что касаются компании, и те, что касаются непосредственно вакансии. Их на самом деле много, приведу некоторые в качестве примера.

Вопросы, касающиеся компании

Что вам больше всего нравится в компании?
Задав такой вопрос, можно установить взаимопонимание с рекрутером, ну и, конечно, получить представление о корпоративной культуре.

Какие скилы делают сотрудника успешным в компании?
Этот вопрос показывает интервьюеру, что кандидат настроен решительно, амбициозен, стремится сделать карьеру.

Что мотивирует сотрудников оставаться в компании?
Ответ на этот вопрос поможет получить широкое представление о культуре и ценностях компании.

Как вы видите развитие этой компании в ближайшие 3–5 лет?
Интервьюеры любят задавать кандидатам вопрос, кем они себя видят через 3–5 лет. Многие считают его дурацким (я тоже). Кандидат при желании может также потроллить интервьюера и задать подобный вопрос, только не в отношении его самого, а относительно компании. Можно добавить, что интересуют перспективы компании.

Вопросы, касающиеся вакансии

Кому я буду подчиняться или сколько людей будет у меня в подчинении?
Может быть несколько руководителей, а также в подчинении может быть различное количество сотрудников. Кандидат должен представлять ситуацию.

Как выглядит идеальный кандидат на эту вакансию?
Ответ на этот вопрос может дать представление о том, соответствуют ли навыки и опыт кандидата тому, что ищет компания.

Каков срок закрытия этой вакансии?
Ответ на вопрос даст понять, когда можно ожидать фидбек, срочно необходимо закрыть вакансию или не очень. Кандидат может воспользоваться этим вопросом, чтобы рассказать о том, сколько он готов ждать или сколько потребуется времени, чтобы уволиться.

Есть ли какие-либо вопросы относительно моих компетенций?
Этим вопросом кандидат подталкивает интервьюера к фидбеку. С одной стороны, это рискованно, а с другой — будет понятно, в каком положении находится кандидат.

Ответил ли я на все ваши вопросы?
Интервьюер, как правило, благодарен за такой вопрос, а это дополнительные очки в пользу кандидата.