Что такое «письмо боли» и чем оно может помочь при устройстве на работу

Я в очередной раз возвращаюсь к теме поиска работы в обход HR-а. Одним из ключевых моментов этой темы является то, что традиционным способом найти работу становится труднее. Сколько ни совершенствуй резюме, навыки питчинга и прохождения интервью, вероятность победить в конкурсе невелика, тем более что процесс подбора становится все более бесчеловечным, обрастая технологическими решениями (ATS и всякие боты) и другими фильтрами. ATS, например, фильтрует резюме по ключевым словам, и когда-нибудь кандидаты научатся вставлять те слова, которые система будет пропускать и, наконец, подобные решения станут абсолютно бесполезными. Но я хотел написать о другом, о «письме боли» (pain letter).

«Решатель» проблем

Как-то в Forbes я прочитал статью, где HR откровенно призналась, что когда «кандидат отправляет сопроводительное письмо с резюме в безликую черную дыру рекрутинга, то шансы получить ответ от работодателя очень малы или даже равны нулю». Это о традиционном поиске работы. Но есть и другие, более оригинальные подходы, например, выход напрямую на нанимающего менеджера. Так вот, если вы решили достучаться до нанимающего менеджера напрямую, то стоит подумать о написании «письма боли». Что это такое? «Письмо боли» — это стратегический подход к поиску работы, который фокусируется на решении конкретной проблемы или болевой точки, с которой сталкивается нанимающий менеджер. То есть у него болит, а вы тут как тут. Смысл в том, чтобы позиционировать себя как решателя проблем(ы) (помните актера Харви Кейтеля в роли мистера Вульфа в фильме «Криминальное чтиво»?), продемонстрировав глубокое понимание потребностей компании и то, какую пользу вы можете принести. Безусловно, перед тем как писать такое письмо, необходимо провести значительную предварительную работу. «Письмо боли» не может быть некастомизированным. Если не потратить время на изучение работодателя перед написанием письма, то лучше его не писать вообще. Итак, что рекомендуют эксперты.

Как написать «письмо боли»?
Такое письмо условно состоит из трех частей:

  • крючок, с помощью которого вы будете стремиться зацепить нанимающего менеджера;
  • ваша история (как вы можете облегчить боль);
  • призыв к действию.

Крючок
Вам необходимо привлечь внимание менеджера. Зацепить можно какой-нибудь похвалой (лесть никто не отменял), например, вы что-то прочитали о компании и можно написать, что вы прочитали об этом, и сказать, какие они крутые. Возможно, вы купили какой-нибудь товар, тогда можно написать, какой он классный.

Боль работодателя и ваша история
Далее о боли работодателя и ваша история о том, как и чем вы можете помочь. Необходимо описать проблему, предложить решение и пояснить, к чему оно приведет. Подсказка зачастую в самом тексте объявления о вакансии. Например, вы читаете: «Наша компания в поиске PR-специалиста, который сможет повысить узнаваемость бренда компании, в том числе бренда компании как работодателя». Далее необходимо написать, как вы собираетесь решить проблему. Используйте свой прошлый опыт, чтобы описать, как вы решали подобную проблему.

Призыв к действию
Наконец, призыв к действию. По сути, здесь вы завершаете сделку. Сделка заключается в том, чтобы вас пригласили на интервью. «Я с удовольствием позвоню вам, чтобы обсудить вакансию и конкретные задачи, которые должен выполнять сотрудник на этой должности. Если мои предложения покажутся вам интересными, буду рад приехать на интервью для более детального обсуждения».

Плюсы и минусы

Плюсы
— Письмо с описанием болевых точек — это индивидуальное письмо, направленное на удовлетворение конкретных потребностей компании или даже конкретного нанимающего менеджера. Такое письмо может убедить менеджера в том, что вы лучший кандидат, как это не может сделать ваше резюме со стандартным сопроводительным письмом и интервью с рекрутером, если на него вообще получится попасть.
— Такой нестандартный подход точно должен произвести впечатление и предоставить конкурентное преимущество.
— Такие письма, по опросам, имеют эффект в 25 % случаев, что очень много, особенно если учесть, что только 2 % соискателей проходят собеседование.

Минусы
— Подобные письма могут быть эффективными, но некоторых нанимающих менеджеров они раздражают. Проще говоря, бывает трудно правильно передать месседж о том, что вы готовы помочь в решении проблем, при этом чтобы это не прозвучало как «я такой крутой, что готов решить все ваши проблемы».
— Для успеха подобного письма важна гипотеза. Если ваша гипотеза не верна, вы, скорее всего, не произведете впечатления на нанимающего менеджера. История о том, как вы преодолели конкретную проблему, на самом деле может не иметь никакого отношения к реалиям. Неважно, как тщательно вы проанализировали проблему, вы не можете претендовать на внутреннее понимание проблем компании.