Как найти работу, минуя традиционный способ

Устройство на работу — это, безусловно, очень даже непростая работа. Нужно составить и отправить качественное резюме. Если вам очень повезет и его не отсеет ATS, то оно попадет в руки рекрутеру, и если он посчитает его релевантным требованиям вакансии, то пригласит на интервью, а там, глядишь, и финальное собеседование с нанимающим менеджером. На интересные вакансии конкурс, а значит, получить место непросто. А если попробовать подойти к поиску как-нибудь иначе, например, использовать блат, рекомендации или попытаться выйти на ЛПР самостоятельно (лицо, принимающее решение), минуя все эти «лишние» процедуры отбора?

Немного истории

Слово «блат» появилось при императрице Екатерине ІІ, которая была немкой. Так вот, немецкое слово blatt переводится как «лист». Императрица издавала листы (грамоты), в которых прописывались различные привилегии. Тех, кто получал такой лист, начали называть блатными. В советское время это слово стало вторым по популярности после слова «дефицит». При помощи блата можно было получить какой-нибудь дефицит и решать разнообразные проблемы. Блат был настолько вплетен в жизнь человека, что использовался там, где в этом не было большой необходимости. Например, когда я собирался поступать в техникум, родители нашли там знакомого преподавателя, которого попросили «обратить на меня внимание» на вступительных экзаменах. Когда мой друг поехал поступать в военное училище, то сказал, что у отца там есть «мохнатая рука». И так почти во всем и везде. Естественно, это касалось и работы, так называемых теплых мест, где платили неплохо и не надо было ишачить. Итак, в советское время, чтобы получить хорошую работу, нужно было родиться в правильной семье со связями (таких называли мажорами), удачно выйти замуж или жениться, «дать на лапу» или оказать нужному человеку услугу или оказаться в нужном месте в нужное время (как правило, неслучайно).

От блата к рекомендациям

На мой взгляд, блат не исчез, но мимикрировал в утонченные формы. Если раньше брали на работу по блату, то это зачастую никак не было связано с компетенциями продвигаемого человека, а сейчас это все же редкость, особенно если мы говорим о бизнесе. Сегодня все больше говорят о рекомендациях, а их надо так или иначе заслужить. Я как-то готовил тему о реферальных программах и пообщался с HR-ом. Она рассказала, как внедряла в компании такую программу. Одна из главных проблем заключалась в том, что работники, в том числе руководители, не очень-то стремились давать рекомендации, даже за вознаграждение. И знаете почему? Потому что не хотели брать на себя ответственность за рекомендованного. Тем не менее рекомендации просят, ими пользуются. Поэтому, чтобы получить хорошую работу, необходимо заводить полезные знакомства, например, среди рекрутеров и эйчаров, руководителей отделов, которые зачастую принимают решение о найме, еще лучше иметь знакомство в среде высшего менеджмента.

Напрямую к ЛПР

Итак, блат сегодня — это олдскул, рекомендации тоже не всегда работают, хотя все же помогают стать заметнее в потоке жаждущих получить работу. Что делать? Рассчитывать на себя и свои коммуникационные способности. Один из способов получить работу — это выйти напрямую на нанимающего менеджера или другое лицо, которое принимает решение, т.е. проявить инициативу. Никаких гарантий успеха нет, но это лучше, чем просто шлифовать резюме, которое наверняка окажется в мусорной корзине, или готовить себя к собеседованию с рекрутером, которому что-то может не понравиться. Тем более что мне приходилось слышать несколько успешных кейсов. Человек увидел, что один из его френдов в LinkedIn написал в Сети, что ему нужен специалист. Он откликнулся на пост, лично они не были знакомы. Слово за слово, назначили встречу, поговорили, он понравился. Правда, руководитель все равно провел его по обычной процедуре приема в компанию, но люди в цепочке были предупреждены. В результате взяли на испытательный срок, который он успешно прошел. Вывод такой: нужно концентрировать усилия на формирование собственных связей в профессиональных сообществах и, конечно, самому развиваться и что-то собой представлять.

А мы, как обычно, провели собственный опрос на эту тему, с результатами которого предлагаем вам познакомиться и сделать собственные выводы.