Менять или не менять работу, вот в чем вопрос

Говорят, что стать чемпионом сложно, но еще сложнее удержать это звание. Так и с персоналом. Непросто найти подходящего сотрудника, но удержать его еще сложнее, особенно в условиях дефицита персонала. Впрочем, далеко не все компании стремятся удерживать сотрудников, они, скорее, придерживаются принципа «Если не нравится, то скатертью дорога». Иногда такая стратегия работает, но не всегда, поэтому все же лучше подумать, каким образом удерживать сотрудника, тем более что расходы на подбор довольно велики, кроме того, неизвестно, как приживется новое «тело», а еще каждый новый сотрудник обходится компании дороже — закон рынка. Мы решили провести опрос и узнать, что может удержать сотрудника. И вот что получилось. 

Как часто вы задумываетесь о смене работы?
Почти 39 % участников опроса только и думают, как найти новую работу, а если к ним добавить тех, кто задумывается об этом часто (10,6 %), то получается, что для половины участников опроса это очень актуальная тема. С одной стороны, это настораживает, ведь от добра добра не ищут, т.е. вряд ли с хорошего места человек мечтает уйти. К слову, свою негативную роль сыграли карьерные консультанты, призывающие начинать искать работу, как только устроился на новую. Отсюда невероятный рост числа джоб-хопперов (попрыгунчиков). С другой стороны, окружающий мир меняется очень быстро, и на вызовы приходится реагировать; соответственно, можно понять стремление людей. Но вот что мне показалось интересным. Отвечая на вопрос о том, как вы будете действовать, если получили офер от другой компании, но на нынешней работе предложили контрофер, чтобы удержать вас, почти 2/3 (57,6 %) участников ответили, что согласятся остаться. О чем это говорит? О том, что хотя люди и задумываются о смене работы, в глубине души они с удовольствием бы остались в своей нынешней компании, если бы им улучшили условия. Ну и раз я вспомнил о контрофере, то выскажу свое мнение об этом инструменте. В подавляющем большинстве случаев лучше все-таки на него не соглашаться, потому что зачастую работодатель идет на него как на временную меру, чтобы найти замену, а потом попрощаться; или добавит обязательно обязанностей, при этом человек потеряет место на другой работе, где ему предлагали офер. Подробнее об этом инструменте я уже писал.

Что больше всего влияет на ваше желание оставаться в компании?
На этот вопрос самый популярный ответ выглядит очевидным: 42,4 % назвали хорошую зарплату и ее регулярное повышение. О чем это говорит? Да ни о чем хорошем. Когда человек думает постоянно о деньгах, очевидно, что ему их не хватает. Вспоминаем пирамиду Маслоу и ее фундамент, а именно физиологические потребности. Пока они не удовлетворены, человек будет думать только о самом насущном. Еще очевиднее картина при ответе на вопрос о самом значимом бонусе: 91,6 % назвали хорошую зарплату главным удерживающим фактором. Возвращаясь к вопросу о «желании остаться», стоит отметить такой фактор, как хорошие отношения с руководителем (16,3 %), а также «никто не компостирует мозг» (14,7 %).

Как лучше поступить?
Естественно, не существует правильного рецепта, когда стоит задержаться на одном месте или лучше почаще менять работу. Если меняете работу, то осознанно, а не просто потому, что надоело. Если видите лучшие возможности — пробуйте, но без резких движений. О контрофере я свое мнение высказал. Частая смена работы, по мнению многих, — лучший способ нарастить зарплату. Правда, и здесь не все так просто: рекрутеры не любят джоб-хопперов и делают исключение в тех случаях, когда в переходах с одной работы на другую была логика, т.е. человек развивался, рос. 

Частота смены работы зависит от множества факторов: карьерных целей, отрасли, уровня удовлетворенности текущей позицией и рыночных условий. Вот общие рекомендации, на которые можно ориентироваться.

1. Сфера, возраст, компания
Один из ключевых факторов — сфера, в которой вы работаете. 1–2 года работы — это нормально для IT-сферы. Это также нормально, если вы молоды и ищете свое. Независимо от сферы и возраста, часто меняют работу в продажах.

3–5 лет — оптимальный срок для роста в одной компании, где вы занимаете более или менее приличную должность, да и сама компания не топчется на месте.

5+ лет подходит в том случае, если вы работаете в госструктуре, если узкая специализация или вы занимаете топовую должность в компании. 

2. Когда стоит менять работу?
Если вы совсем не видите перспектив для роста, при этом нет ни обучения, ни интересных задач.

Негативная корпоративная культура (токсичная команда, руководитель, системные переработки, отсутствие баланса между работой и личной жизнью).

Зарплата ниже рынка и нет перспектив повышения.

Если вы хотите попробовать новую сферу или профессию.

3. Риски слишком частой смены
Репутация джоб-хоппера. Я уже писал, что рекрутеры настороженно относятся к частым переходам, в них должна быть логика.

Сложность глубокого погружения (за 1–2 года не всегда удается реализовать серьезные проекты).

Потеря бонусов (в некоторых компаниях опционы/бонусы появляются через несколько лет работы, также некоторые компании практикуют саббатикал для важных сотрудников в зависимости от стажа работы в компании).

4. Идеальный баланс
Ранняя карьера (20–30 лет) — можно менять работу чаще, например раз в 2–3 года, для быстрого карьерного роста.

Опытные специалисты (30+) — лучше задерживаться на 3–5 лет, если есть развитие и нет отягощающих факторов, той же токсичности.

Топ-менеджмент — переходы раз в 5+ лет. Но если вас будут хантить, то это особый случай.