Как заниматься любимым делом, делать что-то для души, чтобы это приносило прибыль? Мы решили разобраться в этом вопросе и вводим новую рубрику «Как из хобби сделать бизнес?», где поговорим с представителями малого бизнеса, которые однажды рискнули превратить своё хобби в источник своего основного дохода.
Павел и Ирина @zarini.by — владельцы мастерской по изготовлению изделий из натурального дерева. В интервью для Praca.by рассказали, почему решили работать на себя, как остановили выбор именно на досках, часах и спилах, и легко ли сейчас владеть и управлять бизнесом?
Расскажите пожалуйста, кто Вы по образованию и кем работали раньше?
Ирина: «Я бухгалтер по образованию. 10 лет работаю главным бухгалтером. Я и сейчас, кроме «ZaRini» веду еще две фирмы (улыбается). Времени, порой, совсем не хватает. Паша по образованию столяр. Работает в этой сфере с 2001 года.»
Почему решили работать на себя? Как пришла мысль о мастерской?
Ирина: «Паша достаточно большое время был связан с мебелью, но в основном это была мебель из ДСП. А было огромное желание работать с массивом и делать что-то индивидуальное, интересное, не шаблонное. Вот так и решили, что нужно начинать самим.»
Как Вы остановили выбор на создании изделий из натурального дерева? С каких изделий начинали и к чему сейчас пришли?
Павел: «Почему дерево? Много лет проработал с ДСП. Но это не тот материал, с которым хотелось бы «связать жизнь» (улыбается). Всегда удивлялся, почему заборы у нас из дерева, а мебель выбирают из ДСП… Да еще в детскую. Люди стали терять связь с деревянными изделиями, с натуральным. Но ведь дерево — живой и теплый материал, с ним приятно работать. И жить с ним приятней, дышать натуральным.
Начинали совсем не с досочек, которыми сейчас занимаемся.
Первым заказом была вешалка для одежды в прихожую и навесной шкафчик на кухню. Очень интересный заказ, поэтому хорошо запомнился. Было волнительно, но мы справились (улыбается). Потом были тумбочки, детские кровати, зеркала, столики….
Но как-то листали Pinterest и увидели разные разделочные доски и менажницы из дерева, часы, тарелки. Красота! Как оказалось, в Беларуси этого совсем мало. Мы подумали — если нам это нравится, значит понравится еще кому-то. Попробовали и теперь не остановить (улыбается).»
На что Вы делаете акцент при изготовлении изделий? Что отличает Вас от других?
Ирина: «Паша перфекционист. Все должно быть идеально. В размерах до доли миллиметров. В обработке изделий все должно быть ровным и гладким. А это несколько этапов обработки изделия. Как-то при заказе столика, девушка задала вопрос: «А там нет заусениц? А то мы только что смотрели столик в другом месте, и я чуть не получила стремку.» У нас такого нет. Все изделия тщательно обрабатываются. А там была заготовка, которую продавали, как готовое изделие.
Большой акцент делали и делаем на ассортимент. Обязательно каждую неделю новое изделие, а то и несколько. У нас очень большое разнообразие изделий. Мы не остановились только на разделочных досках. Хотя и досок у нас большое количество моделей. Также всегда старались делать более доступные цены. Особенно сначала. Практически ничего не зарабатывали, работали на имя.»
Какие материалы используете в работе?
Павел: «Используем только массив: мебельные щиты или цельную доску. После дерева больше ничего не хочется брать в руки (улыбается).»
Сколько времени уходит, например, на изготовление разделочной доски с эпоксидной смолой?
Ирина: «Все, что с эпоксидной смолой, требует больше времени. Так как помимо того, что саму доску нужно изготовить, ее нужно залить и дать ей как минимум 24 часа на сушку.»
Какие товары из своего перечня вы любите больше всего?
Павел: «Люблю работать со спилами, цельной доской, очень нравится что-то необычное, что до меня природа уже сделала уникальным. Каждое такое изделие единственное в своем роде. После ручной обработки, казалось бы, обычная коряга может стать эксклюзивом»
Ирина: «Его тарелки из дерева как произведения искусства (улыбается).
Да и вообще, с деревом не бывает и не получится одинаковых изделий, каждый раз это новое изделие, но с сохранением первоначальной идеи. Текстуру дерева, оттенки окрашивания повторить невозможно.
Было несколько ситуаций, когда по готовности заказчик говорил: «А почему рисунок дерева и оттенок отличаются от образца?» Или порой присылают фото столешницы из ДСП и просят сделать столик из дерева такой же окраски. Или заказывают срочно и просят за день или два сделать, а потом пропадают, т.к нет времени забрать или нашли что-то другое. А предоплату мы не берем. Вот и получается не продуктивно затраченное время (говорит с сожалением). Да, есть и такие нюансы. Но их не много. В основном это только положительные эмоции и отзывы (улыбается), все можно посмотреть в инстаграм, в вечных сторис. Там целых 5 папок с отзывами.»
Работаете только вдвоем, или у Вас есть помощники?
Ирина: «Есть у нас главный помощник, наш Тимофей. В этом году ему исполнилось 4 года. Я бы сказала, что возможно его рождение стало толчком для нас.
В два года он уже уверенно держал в руках шуруповерт, забивал гвозди и пилил деревяшки. Ведь в большей степени ни для себя мы стремимся к лучшему, а для наших детей). Других помощников у нас нет, работаем только вдвоем. Мы вдвоем: директор, бухгалтер, столяр, шлифовальщик, дизайнер, маркетолог, таргетолог, водитель и т.д и т.п. (улыбается)»
Кто преимущественно Ваши клиенты?
Ирина: «Клиенты преимущественно это девушки, женщины .Кто-то любит готовить и приобретает доски для украшения кухни, для готовки, для красивых фото. Кто-то хочет сделать романтический вечер с нашими винными столиками. Кто-то добавить изюминку в интерьер и выбирает часы и ключницы. Кто-то любит красивую сервировку, ведь даже красиво сервированный завтрак может сделать ваш день. Очень часто покупают в подарок. Вещи из дерева актуальны по любому поводу.»
Вы используете только инстаграм для продвижения своих товаров, или что-то еще?
Ирина: «Сейчас только инстаграм. Раньше был сайт, но он был сделан под мебель. Делала сама. До этого я сайты никогда не делала, пришлось учиться (улыбается). В то время Тимофей был совсем маленький. Днем я сидела с ним и удаленно работала по бухгалтерии, а поздними вечерами делала сайт. Сейчас нужно заполнять сайт по-новому. Но нужно время, время (вздыхает)…. поэтому пока только инстаграм.»
За какой период ваш аккаунт вырос до 16,8 тысяч подписчиков?
Ирина: «Сначала мы работали на основных работах, поэтому время на начальные заказы было только по выходным. Сделали страничку, выкладывали работы, но без продвижения.
А основной рост аккаунта @zarini.by был за 2 года примерно… В ноябре 2019 году Паша окончательно ушел с основной работы и начал творить, а я начала развивать инстаграм, осваивать эпоксидную смолу и помогать ему.»
Легко ли в данное время управлять бизнесом? В чем сложности?
Ирина: «В любом бизнесе редко когда бывает легко. На каждом периоде сложности имеют свой характер. Нужно постоянно работать и вкладывать душу. Когда работаешь на себя — нет фиксированного рабочего дня, нет выходных по плану. Об отпуске совсем не думаешь, это роскошь (смеёётся).
Нужно постоянно привлекать новых клиентов, ведь без этого не будет продаж. Когда начинаешь что-то с нуля, не имея при этом «золотого запаса» для старта, есть риск столкнуться со множеством ошибок и трудностей. Но ведь ничего просто так не дается (улыбается). Поэтому, главное не бояться и делать свое дело.
Какую цель для себя ставите на ближайшее время?
Ирина: «Открыть магазин! Много вопросов поступает: «А где посмотреть, потрогать?» Поэтому в ближайших планах открыть небольшой магазинчик в Минске, где можно вживую посмотреть наши изделия и приобрести для себя или в подарок.»