Громко хлопнуть дверью

Помните комедию Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»? В фильме жена Шурика Зина говорит, что ее тянет устроить скандал, но тот отвечает, что не надо. Да, многие люди не могут расстаться без скандала, и не потому, что им так уж нравятся скандалы, а потому, что есть сомнения, а эмоциональный взрыв придает решимости покончить с накопившимися проблемами. Не так давно я писал о тихом увольнении/тихом уходе (Quiet Quitting), когда сотрудник как бы уходит в тень на работе и выполняет только то, что входит в его должностную инструкцию. На этот раз я расскажу о громком увольнении (Loud Quitting).

В чем главное отличие
При тихом увольнении, как правило, никакого увольнения (во всяком случае в самом начале) не происходит. У сотрудника гаснет огонь в глазах, он дистанцируется от руководителя, коллег, корпоративных мероприятий, но продолжает работать. Правда, эксперты говорят, что так бесконечно продолжаться не может, и либо сам сотрудник, в конце концов, увольняется, либо ему помогают в этом, ведь такое поведение во многих компаниях считается токсичным. При громком увольнении устраивается большое шоу. Работник открыто критикует руководство и коллег прямо на работе или в социальных сетях, а иногда устраивает скандал в кабинете руководителя. Конечно же, при таком поведении он вряд ли задержится в компании.

Примеры
Я был свидетелем нескольких случаев громкого увольнения. Один раз это была HR-специалист, которая начала открыто выражать недовольство руководителем, вскоре уволилась и подсунула записку руководителю под дверь, где написала все, что она о нем думает, в нецензурных выражениях. Сказать, что ей это как-то помогло или, наоборот, навредило в дальнейшем, я не могу. Зато был другой случай с весьма успешной сотрудницей, которая решила также громко хлопнуть дверью, поскольку руководитель ее недооценивал, при этом очень сильно загружал работой, что неудивительно, ведь нагружают как раз тех, кто может тянуть, правда, в какой-то момент это заканчивается, как и в этом случае. Короче, она решила уйти с работы, чтобы наполнить свою жизнь новым смыслом. С ее слов, громкое увольнение придало ей решимости и она открыла свой бизнес. Без ухода в таком стиле она вряд ли бы решилась на все последующие действия, поэтому разрыв отношений пошел на пользу. В еще одном известном мне случае на человека также повесили кучу работы, плюс еще руководитель наехал, что, мол, он мог работать еще лучше. Наезд послужил триггером для громкого увольнения, хотя сотрудник не собирался увольняться, тем более таким образом. Интересно, что он не шумел в кабинете руководителя, а просто ушел, хлопнув дверью, наплевав на все формальные процедуры и компенсации.

Причины громкого увольнения
Эксперты выделяют несколько потенциальных причин, которые могут привести к тому, что сотрудники выбирают подобный стиль увольнения.

Плохой менеджмент. Это наиболее распространенный вариант. Сотрудники сталкиваются с такими вещами, как большая нагрузка, несправедливая политика и отсутствие баланса между работой и личной жизнью. «Взрыв» происходит по мере накопления. В какой-то момент сотрудник вспыхивает и громко выражает свое недовольство, чтобы выплеснуть все негативные эмоции.

Работа на аудиторию. Некоторые сотрудники считают, что если увольнение превратить в фан, то это удобный случай привлечь к себе внимание и получить острые ощущения. С острыми ощущениями все понятно, а вот привлечение внимания может как помочь в ближайшем будущем, так и навредить.

Юношеский нонконформизм. Например, Райкин говорил, что он был молодой и горячий, но потом потух, хотя дым еще шел иногда. Молодые люди более склонны бунтовать, их могут не устраивать какие-то стандарты, они могут посчитать их устаревшими и выразить свое отношение очень эмоционально. А тут еще под рукой социальные сети, в которых так хочется поделиться своими бунтарскими настроениями.

Стоит ли громко увольняться?
Здесь универсального совета нет, каждый решает сам. Но несмотря на то, что громкий уход с работы может принести человеку некоторое облегчение или добавить решимости, важно хорошо подумать, прежде чем решиться на громкий уход с работы. Хотя такой уход выглядит эффектно, особенно для молодых людей, важно помнить, что он может повлечь за собой негативные последствия; и не обязательно будет так, как в описанном мною случае, когда такой уход повлиял положительно на дальнейшую карьеру.

Если вы громко уволитесь, то, скорее всего, сожжете мост с бывшим работодателем, что может навредить вам при поиске работы или, в зависимости от того, насколько влиятелен ваш руководитель, даже внести вас в черный список. Если вы рассчитываете на то, что хорошая рекомендация поможет вам получить новую работу, то громкое увольнение точно не лучший способ.

Что делать компании?
Один из ключевых вопросов, которым задаются компании в эпоху социальных сетей: что делать с подобными увольнениями, как сохранить свою репутацию?

Один из лучших способов — быстрое и эффективное рассмотрение претензий сотрудников. Если проблемы глубже, потребуется напрячься, например, пересмотреть корпоративную политику, особенно это касается коммуникаций. Стоит поощрять открытый диалог, проводить регулярные встречи, поддерживать фидбек и делать акцент на улучшении коммуникации в команде.