Недавно я размышлял о том, стоит ли регулярно прокачивать навык прохождения собеседований при наличии вполне удовлетворяющей работы. Не сказать, что таких людей много, но мне они попадались. У человека есть хорошая работа, но он таким образом подстраховывается, чтобы не отстать от жизни, мониторит рынок труда и тренирует коммуникационные навыки, в частности, общаясь с рекрутерами и HR-ми, а если повезет, то и с нанимающими менеджерами. Естественно, интервьюирующий не догадывается, что это не настоящий кандидат и что вакансия его интересует постольку-поскольку. Так вот, некоторые работодатели ничем не хуже подобных кандидатов, они размещают в Интернете фейковые объявления о вакансиях. Фейковые вакансии — это объявления, с помощью которых компания не имеет намерения нанять сотрудников. По мнению экспертов, это тревожная тенденция на рынке труда. И вот что интересно. Если раньше это было мошенничество в чистом виде, то сегодня это практика, во главе которой сами HR-ы. Они порой даже не стесняются об этом говорить.
Результаты одного исследования
Подобная практика распространена сегодня во всем мире. Буквально недавно мне в руки попалось свежее исследование ResumeBuilder.com, в рамках которого было опрошено более полутора тысяч HR-ов, чтобы оценить распространенность размещения фейковых объявлений о работе. Ключевые результаты: 70 % опрошенных считают это этически приемлемой практикой. 39 % утверждают, что их компания размещала подобные вакансии в последнее время. По словам HR-ов, идея разместить фейковые вакансии исходила от них самих (37 %), высшего руководства (29 %), нанимающих менеджеров (25 %). Среди компаний, разместивших фейковые вакансии в течение последнего года, примерно 26 % разместили 1–3 объявления, 19 % — 5, 19 % — 10, 11 % — 50, 10 % — 25, а 13 % — 75 и более. Фейковые объявления касались рядовых позиций (63 %), среднего уровня (68 %), топ-уровня (53 %) и executive-уровня (45 %). Фальшивые объявления о работе остаются активными в течение различных периодов времени: 6 % компаний держат их активными в среднем менее одной недели, 28 % — несколько недель, 31 % — месяц, 19 % — три месяца, 7 % — шесть месяцев, 9 % — год и более. С кандидатами, претендующими на фальшивые вакансии, даже проводят собеседования (85 % из тех, кто участвовал в исследовании). Ниже я объясню, в каких случаях это делается. Интересно, что им дают фидбек, хотя все мы прекрасно знаем, что это проблема для HR-ов и рекрутеров. В исследовании говорится, что в 39 % случаев кандидатам давали фидбек на фейковые вакансии.
И вишенка на торте. По мнению большинства HR-менеджеров, размещение фейковых объявлений о вакансиях оказало следующее влияние на их компанию. На доход: 68 % сообщают о положительном влиянии и лишь 7 % сообщают о негативном влиянии. На моральное состояние сотрудников: 65 % сообщают о положительном влиянии и 12 % — о негативном влиянии. На производительность: 77 % сообщают о положительном влиянии и 8 % — о негативном влиянии. Представляете, до чего мы дожили!
Для чего весь этот цирк?
Цели у подобных объявлений о вакансиях разные. Сбор данных: компании используют фейковые вакансии для сбора данных о потенциальных кандидатах, включая их контактную информацию и резюме. Имитация бурной деятельности: создать видимость активного подбора персонала как для сотрудников, так и для внешнего рынка. Если мы говорим о внутренней целевой аудитории, т.е. сотрудниках, то это способ заставить их поверить в то, что их нагрузка уменьшится за счет прихода новых работников. Вакансия висит на джоб-борде, приходят кандидаты, с ними беседуют, но никого на работу так и не берут, а в это время сотрудники выполняют чью-то работу, но им говорят, мол, подождите, процесс идет, просто нет подходящего кандидата. Иногда цель другая — запугать сотрудников, чтобы не чувствовали себя незаменимыми. Видит сотрудник такое объявление от своей компании и думает: неужели меня хотят заменить, может, я недостаточно эффективен? Здесь главное — не переборщить, иначе сотрудник сам начнет искать работу, хотя с ним не собирались прощаться. Если мы говорим о внешней аудитории, то подобное делается, чтобы создать впечатление открытости для талантов, якобы компания бурно развивается. Халява: бывают у компаний и более прагматичные цели. Работодатели могут использовать размещение вакансий для получения бесплатных консультаций или выполнения тестовых заданий, за которые, естественно, никто не заплатит. Вообще, тестовые задания — горячая тема, подробно я об этом писал три года назад (https://blog.praca.by/employer/testovie-zadaniya/). Мошенничество: раньше фейковые вакансии создавались с целью обмана кандидатов, например могли попросить деньги за трудоустройство, но сейчас такое встречается редко.
Как понять, что вакансия фейковая?
У фейковой вакансии, конечно же, есть свои признаки, при этом нет никакой гарантии, что она таковой является, тем более когда компании целенаправленно этим занимаются, а, значит, активно делают вид, что они пытаются найти кандидата. Тем не менее.
Вакансия давно не обновлялась
Вполне вероятно, что такая вакансия фейковая, хотя не факт. Но даже если она реальная, то это уже характеризует компанию не самым лучшим образом. Оно вам надо?
Завышенные обещания
В описании вакансии много обещают и предлагают зарплату выше рыночной.
Предлагается тестовое задание
О тестовых заданиях я упоминал, и это красноречивый признак.
Мало информации о компании
Часто в таких объявлениях много красивых слов (лидеры рынка, бурно развиваемся и т.п.), но по факту у компании нет сайта, присутствия в соцсетях, не найти о ней отзывов, а указанные контакты вызывают подозрение.