В кого мимикрируют рекрутеры?

Работа рекрутера сильно подвержена флуктуациям: есть спрос на человеческий ресурс — нужен и рекрутер, нет спроса — ауфидерзейн. Это не пустые слова. Как утверждают эксперты, кризисы очень сильно бьют по рекрутерам — их сокращают, поскольку подбор персонала замораживается до лучших времен. Более того, по данным Linkedin, глобальный спрос на рекрутеров упал в три раза по сравнению с общим спросом на наем, т.е. их востребованность еще ниже, чем других специалистов. Что делать? Искать работу в другой компании на ту же позицию? Возможно. Но моя знакомая рассказала, что когда ее сократили, она вскоре нашла работу в другой компании, однако и там через короткое время ее сократили, поскольку проблемы во время кризиса испытывают большинство компаний, независимо от сферы. Может быть, заняться чем-то другим? А это уже идея получше, тем более что у рекрутеров есть навыки, которые могут быть полезны для самых разных должностей, а не только для поиска персонала, при этом на интервью акцент им следует делать на soft skills.

Родственные позиции

Чаще всего рекрутеры переходят на другие позиции в HR-отделе. По мнению исследователей, таких около половины. И это логичный переход, поскольку зачастую рекрутеры, особенно in-house, работают в HR-отделе, где они общаются с коллегами других специализаций (специалист по онбордингу, T&D-менеджер, специалист по оценке, специалист по кадрам). Из тех, кто так сделал, 25 % совершили внутренний переход, т.е. им даже не пришлось искать работу в другой компании.

Часто рекрутеры становятся HR-дженералистами, если переход происходит в небольшую компанию, где приходится заниматься всем понемножку, и рекрутинг при этом наверняка никуда не девается. Есть и более интересные переходы, которые, конечно, требуют дополнительного обучения и практики. HR-аналитик (People Analytics) — специалист, основная часть должностных обязанностей которого связана с подготовкой отчетов по внутренней и внешней ситуации с персоналом, а также анализом и контролем расходования HR-бюджета.  Еще можно встретить аббревиатуру HRIS (эксперт в области систем управления человеческими ресурсами). В обязанности входит сбор данных и их анализ для улучшения стратегий и процессов управления персоналом. C&B-менеджер (менеджер по мотивации, компенсациям и льготам) отвечает за разработку и внедрение системы компенсаций, составляет схемы материального и нематериального вознаграждения. HRBP (HR Business Partner) — специалист, который тесно сотрудничает с высшим руководством (не путать с HR-директором). HRBP — это связующее звено между отдельными сотрудниками, командами и руководством. HRBP ориентирован на решение проблем бизнеса. Иногда можно встретить и другое название — специалист по организационному развитию, который занимается комплексным консультированием руководителей с целью повышения эффективности деятельности компании с помощью прежде всего человеческого ресурса, но не только.

 Продажи

Различные опросы и исследования показывают, что популярный для рекрутера переход — в продажи. Но здесь необходимо сделать одну оговорку. Для продаж годятся в основном те рекрутеры, которым по роду своей деятельности приходилось продавать компанию кандидатам или нанимающим менеджерам, т.е. компания испытывала дефицит в человеческих ресурсах. Тем рекрутерам, которые не испытывали таких проблем в работе, будет сложнее. Рекрутеры, которые совершили такой переход, рекомендуют переписать свое резюме так, чтобы оно больше походило на резюме специалиста по продажам, чем на резюме рекрутера.

SMM

В SMM-менеджеры может податься тот рекрутер, который активно использовал социальные сети в подборе персонала. Это увлекательная и перспективная профессия — такой специалист нужен бизнесу. Если в общих словах, то он отвечает за продвижение бренда компании с помощью различных социальных платформ. Он формирует и реализует стратегию компании в социальных сетях, чтобы помочь бренду связаться со своей целевой аудиторией; использует платформы социальных сетей, чтобы повысить узнаваемость бренда и вызвать интерес к новому продукту.

Копирайтер, контент-менеджер

Всех этих специалистов объединяет умение писать тексты. Копирайтер создает коммерческие тексты. Не всегда это продающий материал, но в целом это текст, который рассказывает о компании, ее продукте и его преимуществах. В обязанности копирайтера входит создание SEO-оптимизированных текстов, а также нейминг.

В отличие от копирайтера, контент-менеджер занимается формированием контент-стратегии. Он разрабатывает план создаваемых материалов, тему, стиль подачи и наполняет интернет-ресурс контентом (тексты, изображения, видео).

Администратор/офис-менеджер/помощник руководителя

Было время, когда администраторы и офис-менеджеры занимались в дополнение к своим обязанностям рекрутингом, кто-то развивался до HR-специалиста. Естественно, может быть проделан и обратный путь, ничего зазорного в этом нет. Современный администратор — это профессионал, который сотрудничает с менеджерами и коллегами, чтобы обеспечить эффективную административную поддержку. Он помогает оптимизировать эффективность работы офиса, поскольку отвечает за координацию повседневных административных задач компании, таких как ответы на телефонные звонки, переписка с заказчиками и клиентами, планирование встреч для руководства.

PR, менеджер по внутренним коммуникациям

Внутренние коммуникации — это зачастую вотчина HR-ов, поэтому ничего удивительного, что рекрутеры могут переходить в эту сферу (формализация корпоративной культуры, трансляция информации и ценностей компании сотрудникам, а также повышение их лояльности и мотивации), а если взять шире, то в PR, тем более что спрос на этих специалистов актуален.

Бизнес-тренер, карьерный консультант, коуч, психолог

Когда-то психологи первыми ринулись в HR-сферу, что принесло ей, скорее, вред, чем пользу, но как было, так было. Некоторые современные HR-ы так переполнились знаниями, что им понадобилось их куда-то девать и они решили делиться своей практикой. За последние 20 лет довольно популярным стал коучинг, даже появилось отдельное направление — HR-коучинг.