Недавно завязалась дискуссия с одним HR-ом, которая начала уверять меня, что социальные сети — отличный канал для подбора персонала, в частности, она так нашла работу. Но для меня это слабый аргумент, всякое может случиться, можно найти работу, вообще не прилагая усилий. Словом, у меня возникли большие сомнения относительно того, что социальные сети являются сколько-нибудь значительным каналом подбора персонала.
При этом я считаю, что чем больше каналов использует рекрутер, тем лучше, но при этом он должен ориентироваться прежде всего на те, которые несут золотые яйца. В защиту соцсетей могу сказать, что, конечно же, сеть сети рознь. Например, LinkedIn вполне приспособлена для подбора, и очень даже правильно завести в ней корпоративный аккаунт и предлагать там вакансии, а еще лучше самим рекрутерам заниматься активным поиском с личного аккаунта. Но опять-таки здесь действовать приходится порой тоньше, ведь это не джоб-борд, вывешивать вакансии не всегда продуктивно. Вообще, соцсети — это специфические площадки и заниматься в них продажами и маркетингом — дело неблагодарное. Но это тема для отдельного разговора. Все же я решил покопаться в оценках экспертов и узнать, какие каналы в общем и целом сейчас в топе.
«Откуда вы узнали о нас?»
Рекрутер, использующий разные каналы подбора, обязательно спросит у кандидата, как он узнал о вакансии. Ответ на этот вопрос важен, поскольку таким образом пытаются определить, какие каналы найма являются самыми эффективными (прежде всего с точки зрения качества претендентов) и в которые больше всего стоит инвестировать, особенно когда поджимает бюджет. Возможно, это корпоративный сайт, джоб-борд, социальная сеть. Возможно, эффективность канала зависит от уровня позиции (начальной или топовой). К сожалению, универсальной формулы нет. Все компании разные, и то, что работает для одной, не обязательно приведет к успешному найму для другой. Чаще всего упоминаются следующие каналы: джоб-борды, корпоративный сайт, рекомендации сотрудников, социальные сети, кандидаты из базы данных (ранее не прошедшие отбор), внутренние ресурсы компании, электронные рассылки, различные мероприятия, специализированные издания.
Эффективность каналов найма
Чтобы решить, какие каналы найма являются наиболее эффективными для компании, эксперты предлагают отслеживать различные показатели, такие как стоимость, время, качество, а также текучесть персонала. Стоит при этом помнить об уровне позиции. Чтобы определить эффективность каждого канала найма для конкретных позиций, стоит задать конкретные вопросы: сколько кандидатов принес каждый канал? Сколько квалифицированных кандидатов принес каждый канал? Как кандидаты узнали о вакансии? Откуда приехали кандидаты. Вся эта информация поможет вам не только управлять своими расходами, но и оптимизировать усилия по подбору персонала. Итак, список наиболее популярных каналов для рекрутинга персонала в 2022 г. (очередность не имеет значения).
- Корпоративный сайт
В последние годы компании тратили огромные деньги на использование всевозможных рекрутинговых каналов, при этом забывая о собственном сайте. Кажется, сейчас вспомнили. Если сосредоточить стратегию по привлечению кандидатов на корпоративном сайте, появляется возможность собирать и анализировать данные и при необходимости оперативно уведомлять потенциальных кандидатов о новых вакансиях.
- Бренд работодателя
По данным различных исследований, 70–75 % кандидатов изучают бренд компании, прежде чем решаются поучаствовать в конкурсе на вакансию. Отсюда простой вывод: не забывайте и развивайте бренд компании как работодателя.
- Джоб-борды
Доски объявлений по-прежнему остаются важным инструментом для подбора персонала и очень популярны среди кандидатов. Тем не менее нужно использовать их с умом. Во-первых, нужно проанализировать, какой джоб-борд наиболее эффективен для компании. Во-вторых, джоб-борд следует использовать как инструмент для расширения охвата должностей, которые, по вашему мнению, нуждаются в дополнительном присутствии в Сети.
- Рекомендации сотрудников или реферальная программа
Мы обычно верим больше знакомым, чем рекламе. Это касается и работы. Если компанию порекомендует человек, которого вы хорошо знаете, вы с большой вероятностью ему поверите. Кроме того, исследования показали, что профили сотрудников в социальных сетях вызывают в 10 раз больше вовлеченности, чем страницы компаний, поэтому использование сотрудников в качестве инструментов для найма — это хорошая идея. Если этому добавить системности, то рекомендации сотрудников могут превратиться в полноценную реферальную программу.
В том, что социальная сеть LinkedIn регулярно мелькает в списках каналов для подбора сотрудников, нет ничего удивительного. Ее задачи сформулированы так: «Социальная сеть для делового общения, поиска сотрудников и открытых вакансий». При правильном использовании она может упростить поиск нужных кандидатов, особенно что касается пассивных.
- Оповещения о вакансиях
Необходимо сделать так, чтобы потенциальные кандидаты всегда были в курсе открывающихся в компании вакансий. Раньше использовали рассылку по e-mail, сейчас чаще используют группы в популярных мессенджерах Telegram, WhatsApp, Viber.