Последние 3–4 года стало активно применяться слово «рескиллинг». Ничего сверхъестественного в этом слове нет, хотя бы потому, что слово «скил» (навык) наверняка уже всем известно. Сразу отмечу, что еще встречаются слова «апскиллинг» (повышение квалификации сотрудника в привычном для нас понимании) и «кросс-скиллинг» (получение навыков в смежных областях для применения их в той работе, которую уже выполняет сотрудник). Все эти разновидности важны, но все же чаще говорят именно о рескиллинге. Что такое рескиллинг? Фактически это полное переобучение, т.е. приобретение новых навыков, прежде всего hard skills, что дает возможность перехода на абсолютно другую позицию (должность) внутри компании или выполнение новых обязанностей за счет расширения функционала на той же позиции. То есть речь идет прежде всего о горизонтальном перемещении внутри компании, хотя не исключен и вертикальный рост.
Почему рескиллинг очень важен?
Рескиллинг, причем регулярный, важен, потому что постоянно и быстро происходят изменения. Некоторые профессии устаревают полностью практически со всем набором навыков, некоторые частично, при этом на рынке постоянно дефицит хороших специалистов. Представим ситуацию. В компании работают лояльные сотрудники, которые для нее сделали очень много, но то, чем они занимались, стало невостребовано. Что делать? Можно попрощаться, но тогда размывается корпоративная культура, ведь уходит костяк, да и новых специалистов сложнее найти, к тому же затратно. А, может, переобучить на те позиции, которые востребованы? Можно, но это непросто. Во-первых, необходимо желание самого сотрудника. И кто-то справедливо заметит, что не все сотрудники, особенно возрастные, захотят рескилиться, да и вообще мотивация к обучению — это всегда большой вопрос, особенно если инициатива идет от компании. И здесь стоит вспомнить о педагогическом дизайне, с помощью которого можно сформировать среду, где сотруднику на доступном языке, да еще и с возможностью выбора можно получить нужные навыки. Есть такое интересное английское слово и понятие — nudging (подталкивание). Мягкое подталкивание к действию, в нашем случае к рескиллингу, весьма эффективно (хотя не исключено, что на некоторых лучше действует прямая рекомендация или даже принуждение). Во-вторых, в компании должна быть развитая система корпоративного обучения. Кстати, такая система может быть полезна не только для рескиллинга, но и для апскиллинга и кросс-скиллинга, т.е. в случаях, когда не требуется полный апгрейд скилов.
Изменения происходят так быстро, что необходимые навыки приходится прокачивать регулярно, и то, что было важно вчера, сегодня неактуально. Исследователи говорят о том, что третья часть навыков (речь прежде всего о hard skills) становится бесполезной буквально в течение 4–5 лет. А если темпы изменений возрастут? Для компаний, которые быстро реагируют на подобные вещи, подобные лояльные сотрудники едва ли не идеальный пул талантов (кадровый резерв). Эти сотрудники уже знакомы с культурой своей компании. Нет, даже не так — они являются основой корпоративной культуры компании. Кроме того, им, возможно, не придется проходить длительный онбординг. Возможно, потому, что если компания большая, то наверняка перемещение может быть в другой офис, отдел, тогда без адаптации не обойтись.
Преимущества рескиллинга
Давайте посмотрим конкретнее на то, какие преимущества дает рескиллинг для работодателя и для сотрудника.
Для работодателя
Компании, инвестирующие в рескиллинг своих сотрудников, могут рассчитывать на множество преимуществ.
Избегание увольнений и повторного найма: во многих компаниях изменение характера бизнеса приводит к увольнениям. Но увольнения, особенно значительные, негативно сказываются на моральном духе в т.ч. оставшихся сотрудников, а об уволенных нет и речи (с этим грузом они выйдут на рынок, что вряд ли пойдет на пользу репутации компании). Кроме того, рекрутинг на новые позиции с внешнего рынка потребует времени и финансовых затрат. Компании, которые вместо этого проводят рескиллинг сотрудников, могут избежать этих проблем.
Сокращение текучести персонала: рескиллинг также помогает сократить текучесть персонала. Сотрудники, получившие доступ к обучению, почти на 50 % чаще остаются в компании в долгосрочной перспективе.
Экономия средств по сравнению с наймом новых сотрудников. Очевидно, что удержание сотрудников с их рескиллингом менее затратно, чем поиск и наем новых. Но здесь вот еще какой интересный момент. Сам по себе рескиллинг полезен не только удержанием лояльного персонала, но и является магнитом для новых талантов. Кто не хочет работать в компании, которая заботится о регулярном обучении персонала?
Для сотрудников
Для сотрудника также выгоды очевидны, прежде всего это возможность перезапустить карьеру в уже знакомой среде (а это проще). А если учесть, что технологизация бизнесов все выше, то это еще и хорошая возможность оставаться конкурентоспособным в противостоянии с ИИ. Ну и как следствие — уверенность в себе и своих силах.
Преимущества рескиллинга в таблице выглядят следующим образом
Вывод
Необходимо помнить, что рескиллинг — это не разовая акция. Он требует стратегического подхода и приносит пользу на длинной дистанции. Внедрять его необходимо постепенно, формируя и расширяя среду непрерывного обучения и развития сотрудников. И это не все, что я хотел рассказать о рескиллинге. В следующем материале я сделаю акцент на том, как компании запустить этот процесс.