Онлайн-обучение появилось не вчера и даже не позавчера. Но в прошлом году благодаря пандемии о нем, кажется, заговорили все. Главный драйвер — переход многих сотрудников на удаленную работу. Это, конечно, не значит, что все стали переходить на дистанционный формат обучения. Кому-то стало вообще не до учебы, ее просто перенесли или отменили до лучших времен. Кто-то предоставил сотрудникам возможность самим решать, как учиться. А кто-то попытался организовать онлайн-обучение в корпоративном формате. Я расскажу о проблемах, с которыми столкнулись компании, сотрудники и тренеры, и в целом о минусах онлайн-формата.
Миф о безболезненном переходе из офлайна в онлайн
Известный советский ученый Алексей Лосев хотя и говорил, что миф —это реальность, тем не менее в обыденной жизни мифом мы называем что-то выдуманное. Перенести офлайн-обучение в онлайн — это по большей части миф. А этим как раз многие и начали впопыхах заниматься и, судя по всему, не очень удачно. Как честно призналась одна из тренеров: «Мы теряем аудиторию уже на пятнадцатой минуте». Почему? Существует несколько причин. Одна из них заключается в том, что тренеры, практиковавшие в офлайн, выезжали на харизме. Рассказывает бизнес-тренер. «Если в аудитории ты можешь выехать на своей харизме и энергетике и группа не заметит нелогичных перекосов в выступлении, то онлайн беспощаден к такого рода вещам».
В онлайне жесткий тайминг, поэтому все необходимо проектировать заранее, возможности для импровизации минимальны.
При офлайн-тренинге презентация не так важна — важно опять-таки живое общение. Вряд ли кто-то обратит внимание на какие-то отклонения. В онлайне такое не прокатит, поэтому при переходе из одного формата в другой очень заметны некачественные презентации, ведь они не были жизненно необходимы в офлайн, отсюда и весьма посредственный навык их создания.
Недостатки онлайн-обучения
Безусловно, онлайн-обучение — это мощный технологичный инструмент со множеством плюсов, но о преимуществах я расскажу отдельно. Давайте рассмотрим недостатки, а также то, почему это не всегда лучший вариант.
Отсутствие непосредственного общения
Хотя технологии позволяют онлайн-обучению быть интерактивным (видеоконференции, вебинары, видеочаты), это не то же самое, что общаться в аудитории с человеком. Один известный бизнес-тренер рассказал, что если в офлайн-формате в группе появляется немотивированный участник, то для него дело чести вовлечь его в процесс обучения с использованием ряда техник. В онлайне это тоже можно сделать, но гораздо сложнее. Вообще, офлайн-обучение осуществляется посредством живой связи с опытным практиком. Именно при таком взаимодействии происходит настоящая трансформация и обучающийся становится более развитой личностью.
Требует больше времени на разработку и менее гибко к неожиданным изменениям
Разработка курса онлайн-обучения требует больше времени. В случае изменения ситуации на рынке курс может быстро устареть, и это будет просто пустая трата времени и энергии. При офлайне программу можно быстро менять, импровизировать, т.е. обучение остается гибким и всегда соответствует конкретным потребностям бизнеса.
Отсутствие жестких рамок
С одной стороны, это хорошо, а с другой — с отсутствием рамок далеко не все справляются. В результате многие не доучиваются до конца, относятся к обучению легкомысленно. Некоторым людям легче усваивать новые навыки и знания посредством активных учебных занятий, при непосредственном взаимодействии с другими людьми.
Отсутствие глубины
Онлайн-обучение однозначно полезно для овладения конкретными навыками и знаниями. Но если речь идет о сложных компетенциях, то эффективную программу онлайн-обучения будет сделать сложно. Лучший способ для этого — непосредственное общение с тренером в офлайн.
Минимальная синергия
Чтобы добиться качественного эффекта от обучения, необходима групповая динамика. Офлайн-обучение, безусловно, имеет в этом вопросе преимущество и может способствовать формированию команды и созданию среды, в которой люди лучше узнают друг друга, углубляют свои отношения и имеют одну цель. Это гораздо больше, чем просто передача сотрудникам новой информации.
Технические проблемы
Во время обучения офлайн может погаснуть свет или выйти из строя какое-то оборудование, но все же стоит признать, что в рамках онлайн-сессий технические проблемы вылезают чаще и в целом все намного критичнее. И еще один интересный эффект: технологические косяки воспринимаются аудиторией как некомпетентность тренера, хотя понятно, что в 90 % случаев это не так.
Выводы
Принимая во внимание перечисленные проблемы, можно прийти к вполне логичному выводу: обучение быстро уходить в онлайн, скорее всего, не будет. Оговорку «скорее всего» я написал потому, что в этом у меня нет уверенности. Все процессы в этом мире ускоряются, поэтому ничего исключить нельзя. Например, с началом пандемии сразу стали появляться программы, практикумы на тему «Как научиться делать профессиональные онлайн-продукты по обучению в корпоративном формате». Да, они будут сначала сырыми, но пройдет немного времени, будет приобретен опыт и они станут качественнее. Кроме того, подросло цифровое поколение, для которого все намного проще. Рассказывает управляющий партнер тренинговой компании: «У меня есть молодая сотрудница. Ее тренерский опыт — всего два года, но она родилась в цифровую эпоху и у нее высокий уровень владения технологиями. Поэтому мы сейчас планируем с помощью молодежи прокачать «стариков» технологически, а они, в свою очередь, передадут свой опыт молодежи».
В общем, несмотря на то что вопросов пока больше, чем ответов, я вангую, что онлайн-обучение со временем потеснит офлайн.