Нужны ли компаниям корпоративные ценности?

Мне не раз приходилось слышать от HR-ов или рекрутеров о том, что в их компании принято подбирать персонал по ценностям. Обычно это объясняли тем, что неотъемлемой частью сильной компании является сильная корпоративная культура и команда единомышленников, а это возможно только тогда, когда каждый сотрудник разделяет ценности компании, в которой собирается работать.

Согласитесь, звучит круто, хотя я считаю, что компания, где все разделяют определенные ценности, может превратиться в вязкое болото. Но сейчас не об этом. Я хотел порефлексировать на тему, а так ли нужны бизнесу корпоративные ценности? Не создают ли они дополнительные проблемы?

Что такое корпоративные ценности?

Корпоративные ценности — это принятые и разделяемые всеми членами организации правила и принципы, которые определяют взаимоотношения сотрудников организации как между собой, так и с внешней средой. Корпоративные ценности являются фундаментальными и неизменными продолжительное время. Хотя… Вот что сказала о корпоративных ценностях мне в интервью HR-директор международной компании, которая, кстати, является производителем одной из известных международных вакцин: «Корпоративные ценности — это то, что определяет корпоративную культуру, лежит в основе поведения сотрудников, то, что должно проявляться и демонстрироваться как внутри команды, так и в работе с нашими партнерами, клиентами и любой другой внешней аудиторией». Между прочим, когда компанию возглавил новый CEO, началась работа по переоценке ценностей, нам помог так называемый Cultural Jam — была создана онлайн-платформа и проведена дискуссия, в рамках которой сотрудники обсуждали, что такое ценности, как коллектив проявляет их в своей повседневной работе, как доносить их партнерам, клиентам и пациентам компании. Это, к слову, о продолжительной неизменности. Ценности тоже меняются. В данном случае поводом послужило назначение нового руководителя компании.

Почему с корпоративными ценностями могут возникать проблемы?

Недавно один знакомый консультант задал мне вопрос: «Почему собственники отечественных компаний не особо стремятся оценивать работу топ-менеджеров или развивать их?». Я ответил, что отечественные компании строились не на искусстве менеджмента, а на личном таланте собственника, предпринимателя или бизнесмена, неважно, как он называется. И в той ситуации, в которой мы сейчас живем, менеджмент не является определяющим для выживаемости и успешности компании. Проще говоря, роль личности в управлении компанией значительно выше, чем любые системы, правила, инструкции и формализованные ценности. Этот мой знакомый работал в западных представительствах компаний. И когда в качестве консультанта он столкнулся с отечественным бизнесом, то оказался в некотором замешательстве. Да, под влиянием рекомендаций консалтинговых компаний руководители отечественных компаний пытаются подражать западным корпорациям — разрабатывают миссию, стратегию и ценности компании, вешают на стены список корпоративных ценностей. Консультанты получают за эту «работу» гонорары. «У нас все написанное на бумаге остается невостребованным. Не улучшается мотивация работников, не растут экономические показатели. В лучшем случае людей заставляют выучить наизусть некоторые правила», — рассказал мне другой консультант. Сам владелец компании, заплативший за разработку правил и ценностей, их не соблюдает. Поэтому подражание западным подходам не дает никакого эффекта, а может даже принести и вред.

Вот что однажды мне рассказала моя давняя знакомая, тоже консультант. «В моей практике есть интересное наблюдение: если в компании есть формализованные ценности, сотрудники будут переполнены эмоциями и недовольством. Самый страшный день я пережила в компании, в которой мне вручили цветной буклет, в котором каждая ценность была прорисована и подробно объяснена. В этой компании сотрудники работали как рабы на галерах, а HR-менеджер улыбалась, но действовала словно крокодил».

Это не единственная проблема, связанная с корпоративными ценностями. И на этот раз речь не только об отечественном бизнесе, это касается даже самых продвинутых западных компаний. Принято считать, что корпоративная культура, тем более такая, над которой потеют, целенаправленно формируют, объединяет людей и помогает в достижении бизнес-целей. Но на самом деле культура не только объединяет, но и разъединяет людей. Дело в том, что культура помогает человеку сформировать персональные ценности и цели. Она служит основой убеждений человека, благодаря чему он противостоит другим идеям и ценностям. Вот что пишет известный американский антрополог, профессор Техасского университета Джон Трафаган: «Даже ценности, которые культивируются в компании и составляют ее культуру, могут пониматься разными сотрудниками по-разному. В моем университете одной из основных ценностей является «ответственность», которая определяется как катализатор позитивных перемен в университете и за его пределами. Для меня ответственность — это скорее долг, обязанность, а не катализатор перемен. Кроме того, не все так просто с позитивными изменениями. Я подозреваю, что каждый понимает их по-своему. Даже если большинство членов университета согласны с тем, что «ответственность» является важной ценностью, многие могут не согласиться с тем, что предложенное определение соответствует их собственным представлениям об ответственности». То есть, чем более продвинутая корпоративная культура в компании, тем более продвинут каждый из ее сотрудников (т.е. у каждого есть свое мнение, убеждения, ценности) и тем мозаичнее предстает картина. Сотрудник может быть вполне лояльным компании, но при этом не разделять ее корпоративных ценностей. Кто-то может открыто выражать несогласие, а кто-то, пользуясь своим служебным положением, может использовать в работе те ценности, которые он разделяет, а не те, которые провозглашены в организации, и не афишировать свои действия.

Вывод

Фридрих Ницше написал: «Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». Но даже если представить, что это толстая прочная кожура, так сказать, сформированная в идеальных условиях, то все равно нет никаких гарантий ее полезности. В реальности корпоративная культура и ценности — это сложные переменные, которые могут как сближать сотрудников, так и разделять их или делать то и другое одновременно. Формализация ценностей и оформление их в комнате отдыха персонала или в виде некой корпоративной книги не гарантирует, что сотрудники проникнутся ценностями после прочтения, поскольку они реагируют только на факты реализации ценностей в корпоративной культуре. Ценность «Мы заботимся о своих сотрудниках» каждый поймет по-своему: для одного это отпуск за свой счет, для другого повышение, а для третьего что-то еще.