Карьерные консультанты — относительно новый тренд на нашем рынке, в отличие от Запада, где такие специалисты работают десятилетиями. У нас такие услуги стали предлагать недавно, поэтому далеко не все знают, чем они могут помочь, или складывается ложное впечатление, что они могут найти работу, тем более что, как правило, карьерный консультант — это человек с опытом работы в HR-сфере. Такой человек у меня в гостях. Это Екатерина КОВАЛЬЧУК, с которой я познакомился несколько лет назад во время стажировки от HR-университета БГУ.
— Давайте начнем с того, как вы стали карьерным консультантом. Насколько мне известно, вы HR-менеджер. Потребовалось ли развитие каких-то дополнительных навыков, чтобы стать консультантом?
— Да, все верно. Мой опыт работы в HR почти 10 лет. За это время я сквозь себя пропустила все функции HR: кадровое делопроизводство, обучение и развитие персонала, мотивация, адаптация и введение в должность и, безусловно, подбор персонала от рабочих специальностей до топ-менеджеров. Чем больше я общалась с людьми, тем больше осознавала, что каждый человек уникален, у каждого есть талант, но не у каждого есть умение и уверенность заявить о себе как о специалисте. Кроме того, всегда есть круг друзей и знакомых, которые звонят и говорят: «Ты ведь эксперт, посмотри мое резюме», «Почему меня не приглашают на собеседование?», «Меня приглашают на собеседование, но до оффера дело не доходит». Я задалась вопросом, какими надо обладать знаниями и компетенциями, чтобы помогать людям находить «работу мечты»? К слову, мой багаж знаний выглядит так: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ, многочисленные международные стажировки, семинары, тренинги. Но самый верный помощник — Алиса[1], которая сказала, что есть такое понятие, как «карьерный консультант», и есть обучающие программы по курсу «Карьерный консультант». Проанализировав программы, я пришла к выводу, что благодаря своему опыту многое знаю, но у меня нет четкой системы и понимания, как работать в позиции карьерного консультанта. Сейчас я оканчиваю курс «Карьерный консультант» в Европейской Школе Психологии. И в планах — окунуться в карьерный коучинг.
— Кто такой карьерный консультант и что такое карьерная консультация? По каким направлениям работают карьерные консультанты, в частности, вы?
— Если мы говорим в общих чертах, то карьерный консультант — это специалист, который помогает людям решить вопросы с карьерой, а именно: найти работу мечты, преодолеть профессиональный застой, поменять специализацию. С точки зрения глобального понимания карьерного консалтинга мы говорим о диагностике личностных и профессиональных качеств, разработке стратегии при поиске работы, профессиональном ориентировании соискателя, аналитическом исследовании сферы рынка труда по размеру зарплаты и обязанностям для конкретного клиента, консультировании при составлении резюме и сопроводительного письма, подготовке к собеседованию, сопровождении на всех этапах трудоустройства. Я работаю со всеми вышеперечисленными запросами.
— С какими ложными ожиданиями клиента вы сталкивались?
— Самое большое заблуждение клиента в том, что карьерный консультант сам напишет вместо него резюме. Или, например, он рассчитывает на то, что у карьерного консультанта много знакомых и он поможет устроиться на работу в конкретную компанию на конкретную должность. К огромному сожалению клиентов, скажу, что так это не работает. Написать вместо кого-то резюме — это то же самое, что отправить меня с научным докладом по медицине. Я выступлю, потому что навыки выступления перед публикой у меня есть, но как только научное сообщество начнет задавать вопросы, я «посыплюсь» и, скорее всего, обо мне сложится мнение как о некомпетентном специалисте. Карьерный консультант не делает работу за клиента, а помогает выстроить правильную траекторию движения на пути к достижению карьерной цели.
— Кто к вам обращается за консультацией? Возможно, есть какой-то типичный портрет? Есть интересные случаи из вашей практики. Как вообще строится работа?
— Я приведу два примера. Первый.
Отправная точка: девушка, высшее юридическое образование, опыт работы в должности юрисконсульта в молодой коммерческой компании (штат до 50 человек) по производству слабоалкогольных напитков. Поскольку это первое место работы клиента после окончания университета, все задачи для нее интересны, она набирается опыта и через 3 года приходит осознание необходимости перемен, потому что текущая компания не дает возможности для роста, соответственно, и уровень доходов остается на мертвой точке. Процесс работы: полное сопровождение при поиске работы, а именно совместное составление качественного резюме и сопроводительного письма, подбор площадки по поиску работы, разработка стратегии по поиску работы, отработка самопрезентации, репетиция собеседования. Когда было получено несколько офферов, мы провели их анализ и определили критерии, по которым клиент смог выбрать лучшее для него предложение. В период прохождения испытательного срока было проведено несколько сессий, направленных на усиление профессиональных и личностных качеств, необходимых на данной работе, а также разработан карьерный путь на ближайший год. Достигнутый результат: трудоустройство в международной консалтинговой компании, расширенный перечень задач, уровень заработной платы на 25 % выше от ожиданий клиента. Хочу акцентировать внимание, что в процессе поиска работы поступило несколько офферов, а это значит, что у клиента был выбор. Это практический пример применения методов работы и карьерного консультанта, и карьерного коуча.
Второй пример.
Отправная точка: мужчина 38 лет, работает в хорошей должности с достойным уровнем заработной платы и пониманием, что зарабатывать деньги он умеет. Но текущий темп больше не устраивает, работа больше не приносит удовольствия, нет того азарта, который был на старте его карьеры.
Процесс работы с клиентом: такой тип клиентов предполагает работу в режиме карьерного коуча — ему услуги консультанта не нужны, он сам способен решить технические вопросы с поиском работы. Достигнутый результат: определены сферы, к которым у клиента проявляется максимальный интерес, работа с клиентом продолжается.
— Какие клиенты встречаются чаще всего?
— Например, те, кто продолжительное время служил в армии, но в какой-то момент решил в корне изменить профессию. Чаще всего такие люди стремятся уйти в IT-сферу.
— А цифровое поколение интересует карьера? Есть мнение, что если и интересует, то это вряд ли карьера в одной компании от рядового специалиста до какого-нибудь руководителя, а что-то другое.
— Безусловно, разница в поколениях есть. Но есть то, что нас объединяет, — вопрос о самоопределении. Рано или поздно каждый человек задает себе ряд вопросов: кто я? Кем я хочу быть? Какова моя роль в обществе? В зависимости от ответов мы получаем определение карьеры для конкретного человека. Это очень серьезные вопросы, и поиск ответов на них часто требует помощи таких специалистов, как карьерный консультант либо коуч.
[1] Алиса — виртуальный голосовой помощник, созданный компанией «Яндекс».