Сознательно замедляясь, мы становимся более сосредоточенными и успокаиваем мозг

Как изменилась этика на рабочем месте? Сотрудники с какими скилами являются героями нашего времени? Как выявить эти скилы на этапе интервью? Как свести к минимуму отвлекающие факторы современной жизни? На эти и другие вопросы отвечает Ольга БЕЗМАТЕРНЫХ, HR-директор TexTerra, эксперт в подборе, онбординге, мотивации и развитии персонала.

— Как изменились коммуникации в новых непростых условиях и в целом этика на рабочем месте?

— Нужно понимать, что всем сейчас сложно и сотрудникам нужна поддержка. Вместо жесткости, директивности и требовательности нужно проявлять бережное отношение друг к другу. Мы в компании придерживаемся трех принципов взаимодействия с сотрудниками: паритет, открытость и принцип принятия решений win-win, когда от сотрудничества выигрывают обе стороны. Мы на равных с клиентами, партнерами и за равенство во взаимоотношениях сотрудников — никто не выше и никто не ниже.

— Что для этого сделано?

— Для того чтобы эти принципы развивать, мы разработали свод правил и норм общения для каждого отдела. Следуем им и улучшаем их. Периодически проводим тренинги. Работаем в Open Spacе, где нет границ и все открыты друг к другу. Стараемся создать атмосферу открытости и доверия при решении проблем, разрешении конфликтов. Каждый наш сотрудник знает, что любой вопрос можно решить в рамках группового обсуждения, когда на фасилитацию приглашаются люди из разных отделов, с разными компетенциями, знаниями и опытом. Мы собираемся, обозначаем повестку, назначаем модератора и ищем решение вместе. Тем самым мы оказываем поддержку, которая сейчас очень важна, демонстрируем сотруднику, что он не один и что ему готовы помочь. Участникам фасилитации такое вовлечение дает ощущение значимости. Крайне важно на этих обсуждениях быть бережным к чувствам друг друга, избегать токсичности.

— Как меняются неформальные роли в коллективе в новых реалиях?

— Часто под влиянием обстоятельств лидеры снимают с себя ответственность, а те, кто были в тени, могут неожиданно проявить себя в качестве эффективных менеджеров. Если такие изменения происходят в положительном ключе, то это новый повод для радости. Здесь важно уметь слышать каждого сотрудника и формировать обстановку открытости, поддержки для управления изменениями. Если появление новых неформальных ролей вредит конкретным членам команды, то в открытом диалоге, групповом общении можно найти решение, удовлетворяющее интересы всех сторон.

— Кого можно назвать героем нашего времени?

— На мой взгляд, того, кто может оставаться стабильным, спокойным, управлять своим эмоционально-психическим состоянием, оказывать поддержку самому себе и другим.

— В рамках интервью можно выявить человека с перечисленным набором скилов?

— В последнее время мы задаем себе этот вопрос довольно часто. Обращаем внимание на soft skills. Сейчас они имеют приоритет над hard skills, потому что когда бизнес находится в состоянии нестабильности, важно оставаться производительным, находить в себе ресурсы спокойно работать и оставаться психологически устойчивым. На этапе интервью мы задаем вопросы, которые помогают нам выявить эти навыки. Моделируем кейсы, задаем вопросы и предлагаем на них ответить. По тому, как человек говорит, можно понять, готов ли он к изменениям, готов ли брать на себя ответственность. Мы также используем тесты, которые максимально релевантны нашим требованиям, и перед тем, как принять итоговое решение, предлагаем кандидату пройти тестирование. Помимо этого, собираем фидбек от предыдущего руководителя.

— Как свести к минимуму отвлекающие факторы современной жизни? Не читать советских газет, как предлагал профессор Преображенский?

— На сегодняшний день главный отвлекающий фактор — это происходящее в мире, новостной фон. Соответственно, мой совет: свести к минимуму чтение новостей, которые повышают тревожность. Даже если вы вынуждены следить за новостями и это часть работы, рекомендую ставить четкие цели перед чтением и фокусироваться на них. Суть в том, чтобы ограничить экранное время. Сейчас даже в соцсетях в основном обсуждают мировую новостную повестку. Поэтому лучше ограничить использование соцсетей и поберечь свое психическое здоровье. Договоритесь сами с собой о том, сколько минут в день вы готовы тратить на активности в соцсетях. Поставьте себе этот ограничитель и старайтесь следовать ему. Четкое и детализированное планирование с постановкой цели на день также помогает свести к минимуму отвлекающие факторы. Чем четче спланирован день, наполнен конкретными задачами, тем меньше шансов расфокусироваться на отвлекающие факторы. Если вас отвлекают всплывающие окна, оповещения, отключите их на время исполнения задачи. Сознательное замедление рутины — это еще один способ стать более сосредоточенным и успокоить мозг. Хорошо работает и техника концентрации, при которой перед выполнением задачи мы договариваемся с самим собой о времени на ее исполнение. В целом концентрация внимания — это способность, которая показывает, как прокачан наш мозг, ведь его тоже можно качать, как мышцу.