Перенимаем опыт

Интервью с HR-ом

На этот раз в рубрике «Интервью с HR-ом» мы знакомим вас с Лидией Вакульчук, начальником управления юридической и кадровой политики частного предприятия «Дарида». Вы узнаете, какими качествами нужно обладать для такой работы, чем отличаются частные компании от государственных и почему среди кадровиков большинство — женщины.

Praca.by: Лидия, расскажите про свою карьеру, с чего начинался ваш путь?

– В профессию я пришла случайно. Работала аэрофотограмметристом на картографо-геодезическом предприятии, затем ушла в декрет и переехала в другой район города. С двумя маленькими детьми пришлось искать работу поближе. После собеседования меня абсолютно не по профилю взяли в отдел кадров табельщиком вести учет рабочего времени. Затем перевели старшим табельщиком, инспектором по кадрам, специалистом по кадрам, доросла до ведущего специалиста, а потом и до начальника отдела кадров.

Praca.by: Сколько времени прошло от работы табельщиком до позиции начальника отдела кадров?

– Достаточно много, около 14 лет. Работала начальником отдела кадров и через 4 года была назначена заместителем генерального директора по идеологической работе и персоналу. После 19 лет работы на одном предприятии я стала начальником управления юридической и кадровой политики в частном предприятии «Дарида».

Лидия2

Praca.by: А чем отличается работа здесь, в частном предприятии «Дарида», от Вашего предыдущего места работы?

– Нужно начинать с отличий частной компании от государственной. Здесь нет вышестоящей организации, отчитываться нужно только собственнику. Поэтому меньше лишних этапов отчетности, грубо говоря, «писанины». В этом плане проще.

На государственных предприятиях, чаще всего, численность работников завышена. При оптимизации в отделе, например, из 10 человек оставалось 7, и они прекрасно справлялись с работой. На частных предприятиях лишних людей нет. Работа же кадровика отличается мало чем, ведь трудовое законодательство одно для всех предприятий.

Praca.by: Какие обязанности у Вас сейчас?

– Общее руководство управлением юридической и кадровой политики, подбор персонала, адаптация, расстановка, обучение. Организация и ведение кадрового делопроизводства в полном объеме: прием, перевод, увольнение, заключение (продление) контрактов, ведение личных дел, записи в трудовой и т.д. Всего не перечислить.

Praca.by: Поделитесь, какими методами и ресурсами Вы пользуетесь для набора персонала?

– В основном используем Интернет. С удовольствием пользуемся и сайтом Praca.by. Самый простой и надежный способ — по звонку, по рекомендациям. У меня большой опыт кадровой работы, и, как правило, люди не рекомендует плохих специалистов, есть к кому обратиться в случае каких-то нюансов.

Praca.by: И кандидаты проходят все те же этапы?

– Мы же не знаем человека, и даже если его порекомендовали, это не значит, что нам подойдет этот специалист.

Поэтому все кандидаты обязательно проходят собеседование. Как правило, это несколько этапов. Первый этап — общие вопросы, задает их кадровик. Второй этап — собеседование с непосредственным руководителем. Далее мы отбираем лучших, и они проходят стажировку.

Вообще все зависит от позиции. Для творческих профессий предлагаем тестовое задание.

Praca.by: Были ли в Вашей практике какие-либо необычные интервью?

– У меня лично такого не было, но мне приходилось присутствовать на собеседовании, где кандидата вопросами ставили в тупик, проверяли на стрессоустойчивость, но это не мои методы точно. Любого человека можно поставить в неловкое положение, и не каждый поведет себя так, как от него ожидают. Конечно, вопросы зависят от позиции, на которую претендует кандидат. В тот раз выбирали кадровика, и я помню, женщину смутили вопросы личного характера. Она испугалась и в итоге отказалась. Вопросы нужно задавать корректные и по делу.

Praca.by: Вы часто просматриваете резюме. Какие ошибки допускают соискатели?

– Мало пишут о конкретных обязанностях, которые они выполняли. Обычно это какие-то общие фразы, как будто скопированные из должностной инструкции. Например, пишут: «Ведение внутренних договоров, подготовка необходимых документов». Каких именно документов? Только при общении я смогу понять, что человек имел в виду.

Я всегда внимательно вычитываю каждое резюме, и если оно меня заинтересовало, я обязательно звоню и мы обсуждаем, какими навыками обладает человек.

Лидия1

Praca.by: Но Вы можете передумать во время телефонного разговора приглашать человека?

– Конечно. Иногда в резюме пишут одно, а на деле выходит другое. Если человек сомневается, если он нам не подходит — зачем его приглашать?

Сейчас рынок труда, к сожалению  соискателей, перенасыщен, а для нанимателей это хорошо, мы можем наконец выбирать.

Praca.by: Как мотивируют сотрудников в частном предприятии «Дарида»?

– У нас разработано положение о премировании, за высокие показатели в работе устанавливаются надбавки и т.д. Предоставляем соцпакет: оказываем материальную помощь по случаю бракосочетания, юбилея, рождения детей, если человек находится в трудной финансовой ситуации. Приобретаем путевки в детские лагеря, организовываем экскурсии.

Лучших работников награждаем почетными грамотами, благодарностями с выплатой денежного вознаграждения.

Ежегодно проводится конкурс «Человек года». Награждаются  по-настоящему достойные  люди, которые внесли существенный вклад в работу предприятия.

Praca.by: Лидия, что Вам больше всего нравится в Вашей работе?

– Общение с людьми. Мне интересно смотреть, как люди «растут», как молодые специалисты без опыта вырастают в руководителей — это всегда приятно, чувствуешь, что в этом есть и твой вклад, помогли твои знания, наставления.

Praca.by: А что бы Вы посоветовали молодым специалистам именно в Вашей профессии?

– Для этой профессии важны усидчивость, терпение. Нужно быть и психологом в каком-то смысле, потому что с людьми работать очень тяжело: они совершенно разные — у каждого свой характер, свои требования. Очень важно увидеть, что человеку действительно нужно. И если даже мы ему отказываем, нужно сделать это аккуратно.

Или работники, например, приходят, что-то требуют, доказывают свою правоту — надо все объяснить терпеливо, культурно и вежливо.

Praca.by: Как Вы думаете, почему среди кадровиков большинство — женщины?

– Не хочу обидеть мужчин, есть разные и мужчины и женщины, однако считаю, что мужчины менее терпеливы. Они завоеватели по натуре, многим не хватает усидчивости и скрупулёзности. Они более деловые, им нужно все и сразу. Здесь же нужны: терпение, точность, аккуратность: все-таки мы имеем дело с кадровыми документами, а это трудовая деятельность человека и, например, ошибочно сделанная запись в трудовой книжке может принести немало проблем.

Praca.by: Какое убеждение, или кредо, помогает вам в работе и вообще в жизни?

– Я сейчас вспомнила фразу из фильма «12 стульев»: «Всегда» (смеется). Считаю, что нужно выполнять свою работу добросовестно. Если меня пригласили на работу на это предприятие, значит, я здесь нужна и сделаю все, чтобы улучшить и не потерять то, что было до меня. И я глубоко уверена, что нужно всегда быть честным.