Уже нет никаких сомнений, что многие компании столкнулись или скоро столкнутся с экономическими проблемами. Традиционно, чтобы выжить в сложившейся ситуации, компании проводят оптимизацию персонала. Что делать работнику в такой ситуации? Действовать. Я предлагаю предпринять несколько шагов, которые, на мой взгляд, могут помочь.
- Если вы на хорошем счету в компании
Если вы работаете в компании давно, не раз доказывали лояльность, пережили вместе с ней уже не один кризис, работали на несколько проектов — это жирный плюс, поскольку руководству нужно опираться на проверенных людей. Но это не значит, что у вас есть стопроцентные гарантии и можно расслабиться. Стоит подумать о том, чем вы можете быть еще полезны компании, поскольку в результате оптимизации, скорее всего, придется взять на себя еще какой-то функционал.
- Апгрейд резюме
Даже если вы были на хорошем счету в компании, стопроцентных гарантий работы быть не может, поэтому самое время сдуть пыль с вашего резюме. Это в первую очередь касается так называемого офисного планктона и в меньшей степени линейного персонала, которому нет особой необходимости как-то выделяться. Качественное резюме не должно быть перегружено информацией. Рекомендую порефлексировать и обновить все, что касается вашей новейшей истории достижений (решение сложных задач, участие в значимых проектах).
- Рекомендации
Рекомендации полезны в любые времена — спокойные и не очень. Сами рекрутеры и HR-ы в подавляющем большинстве опираются на них при принятии решений. Бумажные рекомендации сейчас, скорее, олдскул (недавно мой знакомый менял работу и как раз новый работодатель запросил такую). Сейчас просто можно предупредить HR-а или непосредственного руководителя, желательно получить согласие и контакт, по которому с ними лучше связываться, если на новом месте будут интересоваться рекомендацией. И еще. Рекомендации, в отличие от резюме, пригодятся как офисным работникам, так и линейному персоналу, а также рабочим.
- Поиск
Итак, вы сделали апгрейд резюме, определились с рекомендателями. Активность поиска работы будет зависеть от конкретной ситуации. Если вам уже объявили, что предстоит оптимизация, то и поиск надо вести активно, даже если пока не уволили. Паузу лучше не делать, как в стабильное время, даже если у вас есть «жировой» запас. Если же у вас устойчивое положение, то старайтесь не суетиться, но при этом подготовьте резюме и разместите на каком-либо джоб-борде. Неплохо актуализировать свои контакты (бывшие коллеги, знакомые рекрутеры или HR-ы, партнеры компании, друзья и др.). Чем больше каналов, тем лучше. Используйте социальные сети, пользуйтесь преимуществами технологической революции на все 100 %. Но не суетитесь, а то нынешний работодатель подумает, что вы решили сбежать в непростое время, хотя на самом деле вы просто решили подготовиться и подстраховаться.
- «Все работы хороши, выбирай на вкус!»
Строчка из Маяковского может показаться шуткой, но на самом деле я хочу ею подчеркнуть следующее: будьте реалистами. Это не значит, что надо хвататься за любую соломинку, за любое первое поступившее предложение (хотя все зависит от ситуации), но стоит приземлить свои ожидания и требования. Сейчас не то время, когда стоит ожидать каких-нибудь вариантов получше, перебирать. Рынок труда быстро меняется, и все будут затягивать пояса, имейте это в виду.
- Расширение горизонта
Конечно, прежде всего необходимо ориентироваться на те вакантные позиции, где вы являетесь профессионалом, хотя бы потому, что в этом случае больше шансов на успех. Но в кризисное время на рынок труда надо «смотреть ширше», как говорил персонаж известного фильма. Поэтому смотрите на разные сферы и разные позиции, прежде всего родственные вашей специализации. Я хорошо помню и конец 80-х, и 90-е, когда я не стеснялся работать грузчиком, водителем, дворником, сторожем. Будьте готовы к любому сценарию.
- Век живи, век учись
Чтобы успех был вероятнее, по мере возможностей развивайте hard skills и soft skills. И вообще, постоянное развитие должно стать нормой, независимо от текущей ситуации на рынке труда.
- Лучше синица в руках…
Что делать, если вдруг вам поступит предложение о работе, а у вас все нормально, вы всего лишь подстраховывались? В кризис лучшая стратегия — это не менять место работы, тем более если все стабильно, а вы на хорошем счету. Конечно, если вы человек рисковый, уверены в своих силах, предложение очень хорошее и условия лучше, то можно попробовать, но это если вы уверены в себе на 100 %.
- Персональный бренд
Древний римский историк Тит Ливий говорил: «Potius sero, quam nunquam», что в переводе означает «Лучше поздно, чем никогда». Конечно, заниматься персональным брендингом, когда думаешь о куске хлеба, занятие так себе, тем более если вы никогда особо не задумывались о своем имидже. Тем не менее, если у вас есть в друзьях какие-нибудь коучи или карьерные консультанты, то обратитесь к ним, чтобы они вам дали несколько дельных советов.