35 советов, которые помогут улучшить лидерские качества

Люди с хорошо развитыми лидерскими навыками ценятся очень высоко. От того, как вы выстраиваете рабочий процесс и общаетесь с подчиненными, зависит общий успех дела.

Если команда начинает двигаться в неверном направлении, теряет мотивацию или сталкивается с серьезной проблемой, лидер должен сплотить всех, переориентировать и замотивировать двигаться дальше.

Ниже – 35 советов, которые помогут улучшить лидерские качества. Большей частью вы можете воспользоваться вне зависимости от того, занимаете вы руководящую должность или нет.

  1. Учитесь принимать решения

Когда вы принимаете решение, вы берете на себя ответственность. Ответственность – неотъемлемая часть лидерства.

  1. Не бойтесь обращаться за помощью к другим

Хороший лидер понимает, что он не может обладать всей информацией. Поэтому важно не бояться обращаться за помощью, когда это необходимо.

  1. Начинайте с малого

Если вы сейчас не на руководящей должности, это не значит, что вы не можете оттачивать лидерские качества. Например, вы можете проявить инициативу и предложить организовать какое-нибудь мероприятие для коллег.

  1. Проанализируйте свои сильные и слабые стороны

Проведите самоанализ. Определив свои сильные и слабые стороны, вы поймете, в чем вам нужно развиваться, а что активнее использовать.

  1. Перенимайте опыт у лидеров, которыми восхищаетесь

Вдохновляйтесь чужими примерами. Если вы оглядитесь вокруг, вы обнаружите, что лидеры везде: ваши старшие братья и сестры, родители, учителя, тренера, политики, предприниматели, известные люди. Наблюдайте за другими, замечайте детали, которые помогают им быть хорошими лидерами.

  1. Найдите наставника

Если вы найдете человека, который сможет помочь вам советом и задать верное направление, это будет для вас большим преимуществом.

  1. Создайте свое видение

Ради чего вы хотите быть лидером? Чего вы хотите добиться в качестве лидера? Какие ваши краткосрочные и долгосрочные цели?

  1. Станьте хорошим подчиненным

Слушайте руководителя, учитесь у него, вдохновляйтесь его примером, предлагайте свои идеи, высказывайте конструктивную критику. Сделайте все, чтобы стать хорошим подчиненным. Все эти качества вам понадобятся и в роли лидера.

  1. Пройдите обучение лидерскому мастерству

Курсы, семинары, форумы, книги – есть много способов развивать лидерские качества. Не упускайте возможности – учитесь.

  1. Развивайте коммуникативные навыки

Умение налаживать контакт с другими – одна из важнейших черт лидера. Без хорошей коммуникации не будет ясности, в каком направлении должна следовать команда. Это приведет к путанице, снижению мотивации, напряженности и лишнему стрессу среди сотрудников.

  1. Делитесь знаниями, учите других (по их желанию)

Передавайте знания другим. Это не только повысит ваш авторитет, но и поможет вам улучшить свои навыки.

  1. Учитесь работать в команде

Лидер – это не человек, который просто всеми управляет. Это человек, который активно участвует в работе команды, координируя ее действия изнутри.

  1. Не бойтесь менять правила игры

Если в компании нет инноваций, она рискует отстать от конкурентов. Поэтому, если вам кажется, что вы наткнулись на интересную идею, не бойтесь ее воплотить в жизнь.

  1. Понимайте психологию каждого человека в команде

Если вы хотите, чтобы ваша команда раскрыла весь свой потенциал, поймите каждого ее члена: какая у них мотивация? На что они способны? Как они предпочитают работать? У кого какие сильные и слабые стороны?

  1. Проявляйте инициативу

Не будьте руководителем, который просто выполняет поручения начальства. Проявите инициативу. Например, вы можете самостоятельно провести анализ рабочих процессов, чтобы найти способ улучшить их и сэкономить время сотрудников и деньги компании. Или поспособствовать организации курсов для развития профессиональных навыков членов команды.

  1. Устанавливайте высокие стандарты для себя и окружающих

Покажите пример, оказывайте положительное влияние на своих подчиненных. Уважительно относитесь к работе, требуйте качественного выполнения задач, будьте готовы потратить время на обучение сотрудников, если это необходимо для успешного выполнения работы.

  1. Расставляйте приоритеты правильно

Вы не должны зависеть от настроения, уровня энергии или мотивации. Прокрастинация в большинстве случаев негативно сказывается на работе. Поэтому вы должны найти способ всегда оставаться приверженным работе.

Учитесь расставлять приоритеты. Сосредоточьте свое внимание на наиболее важных задачах, которые приносят ощутимые результаты. Отслеживайте прогресс, награждайте себя и членов команды за победы, избегайте негативного мышления.

  1. Развивайте смелость и уверенность

Чтобы принимать важные решения, обращаться за помощью к другим, признавать свои ошибки, предлагать свои идеи или разрушать привычные шаблоны, вы должны быть смелым и уверенным.

  1. Делегируйте эффективно

Вы не сможете справиться со всем в одиночку. Некоторые лидеры боятся делегировать, потому что не доверяют работу другим. Не пытайтесь контролировать каждый шаг своих подчиненных. Научитесь им доверять.

  1. Учитесь слушать

Слушание – это навык, который необходимо развивать. Старайтесь понять, что пытаются донести до вас другие люди, не зацикливайтесь только на своих мыслях.

  1. Будьте сосредоточенным на работе

Посвятите всего себя работе. В рабочее время забывайте обо всех личных проблемах.

  1. Расширяйте круг знакомых

Новые знакомства – это возможность не только потренировать свои коммуникативные навыки, но и перенять ценный опыт.

  1. Решайте проблемы

Не создавайте проблемы – решайте их. Не пытайтесь переложить ответственность на других. Станьте тем человеком, который предлагает решение, а не ждет указаний.

  1. Учитесь вести переговоры эффективно

Учитесь излагать свои мысли ясно, емко и по делу.

  1. Учитесь мотивировать других

Большая часть работы лидера связана с мотивацией подчиненных. Без этого вам не удастся заставить команду работать на максимуме.

  1. Будьте гибким, адаптируйтесь под любую ситуацию

Все постоянно меняется. Обстановка на рынке, атмосфера в компании и в команде, учитесь подстраиваться под любую ситуацию.

  1. Хвалите других

Не забывайте про такую простую форму поощрения. Людям важно, чтобы их достижения признавались другими.

  1. Будьте открытым, дайте ясно понять другим, чего вы от них ждете

В командной работе должна быть предельная ясность между руководителем и подчиненными. Ставьте конкретные цели, убедитесь, что вы на одной волне с сотрудниками.

  1. Понимайте внутреннее устройство организации

Это становится важным, когда вы, например, хотите протолкнуть свою идею. Вы должны понимать, как все устроено в вашей компании. Везде есть люди, которые обладают формальной властью, а есть те, кто просто пользуется уважением у других. Знайте, к кому вы можете обращаться в тех или иных ситуациях.

  1. Повышайте самоуверенность

Хороший лидер – уверенный в себе человек.

  1. Учитесь разрешать конфликты

Конфликты неизбежны, поэтому вы должны уметь грамотно и спокойно разрешать любые конфликтные ситуации.

  1. Планируйте будущее

Вы ведете свою команду в будущее. И вы лишитесь доверия, если окажется, что у вас нет никаких планов на это будущее.

  1. Будьте скромным

Не кичитесь своим положением или навыками. Будьте профессионалом. Пусть ваша работа говорит за вас.

  1. В любой ситуации старайтесь сохранить позитивный настрой

Негатив не поможет решить проблему. А позитив может сохранить командный дух.

  1. Тренируйте эмпатию

Это вам понадобится, чтобы лучше понимать настроение команды и эффективнее искать подходы к каждому сотруднику.

Если говорить формально, то лидером может стать абсолютно любой человек. Но важно понимать, что для этого нужен титанический труд. И далеко не каждый морально выдержит этот путь. Эти 35 советов помогут вам развить или улучшить свои лидерские качества.