Почему сотрудники холодно относятся к HR-опросам?

Не так давно в социальных сетях активно обсуждалась история, случившаяся в индийской компании. Руководство поручило HR-отделу провести опрос сотрудников из-за снижающейся продуктивности. Резонно в такой ситуации проанализировать причины и сделать какие-то выводы. Обычно подобные опросы сопровождаются уверениями HR-ов, что это делается в благих целях и стоит отвечать правдиво, чтобы информация помогла решить проблему. Тех, кто разоткровенничался в опросе и отметил, что испытывает стресс, уволили (таких оказалось 100 человек), чтобы сделать атмосферу здоровой. Чуть позже появилась информация, что никто не пострадал и это был просто эксперимент. Но так бывает не всегда. К сожалению, HR-опросы действительно больше напоминают орудие для расправы, чем инструмент, позволяющий выявить проблему и главное — найти правильное решение. Поэтому они не пользуются популярностью у сотрудников, в лучшем случае они считают их пустой тратой времени, а в худшем просто боятся и врут, отвечая на вопросы. Мы решили провести собственный опрос и узнать, так ли это.

Для чего все это?
Общий беглый взгляд на результаты несколько удивил. Такое ощущение, что в опросе участвовало очень много HR-ов, и, естественно, они не могли плохо отзываться о том, чем сами занимаются. Не исключено, что и сотрудники заскучали по обратной связи, поэтому отвечали в позитивном ключе. Так, на вопрос: «Для чего проводят подобные опросы?» большинство (56,6 %) ответило: чтобы решить имеющиеся проблемы. Правда, немало и тех (32,9 %), кто ответил со скепсисом, а именно, что это способ занять чем-то HR-ов. Невероятно выглядит цифра 67,2 % при ответе на вопрос: «Не являются ли подобные опросы пустой тратой времени?». Столько участников выбрали ответ «Смотря как организовать». А это говорит о том, что если опросы и не очень популярны среди сотрудников, то не потому, что они в принципе не нравятся, причина, скорее, в неправильной организации. Если же к нему подойти правильно, то и вовлеченность увеличится, а значит, и польза будет. И все же и в этом случае скептиков достаточно (25 %).


В чем проблемы?
Негативное отношение сотрудников к HR-опросам существует, особенно если есть ощущение формальности и отсутствия изменений. В этом случае сотрудники часто считают, что их мнение ни на что не влияет. Естественно, если после предыдущих опросов не было видимых действий и изменений, люди перестают верить в их смысл. Важно объяснять причины и цели опроса, как будут использованы результаты. Именно поэтому 58,4 % участников готовы участвовать тогда, когда проблемы решаются. Также важна анонимность опроса (27,6 %). Если она под вопросом, то это влияет как на вовлеченность, так и на правдивость ответов, если сотрудников принуждают к участию. Важна также сама стилистика опроса: если вопросов много, они длинные и скучные, то это вызывает сопротивление, поскольку отнимает время, в первую очередь рабочее. Ну и как всегда, очень важен фидбек. Если результаты опроса не разбираются открыто, сотрудники не понимают, было ли их участие полезным. Даже если решения принимались, сотрудники чувствуют себя проигнорированными, если им не объяснили логику. Словом, негатив в отношении опросов чаще всего возникает из-за ощущения бесполезности процесса. Если компания показывает, что мнение сотрудников действительно учитывается, отношение меняется в лучшую сторону.


Что делать?
Как улучшить восприятие опросов? Более половины участников опроса (54,6 %) считают, что тема должна быть актуальной (без воды). Это значит, что сотрудникам необходимо объяснять цель опроса и делиться результатами: прозрачность повышает доверие. Доказывать их эффективность: показывать, как мнение сотрудников повлияло на изменения. Действовать на основе данных: если сотрудники видят реальные изменения, их мотивация участвовать растет. Важно гарантировать безопасность участников (23,7 %), в т.ч. с помощью анонимности (12,4 %), и тогда польза гарантирована.