Недавно в Австралии приняли закон, предоставляющий право работникам отключаться от работы в нерабочее время. Он дает возможность игнорировать звонки, сообщения, электронные письма от руководителей, за исключением обоснованных случаев. За всем будет следить комиссия по справедливому труду. Австралия не первая страна, принявшая подобный закон, но распространенным его не назовешь. Нужен ли подобный закон у нас? Мы решили провести небольшой опрос на praca.by.
Нужен ли нашей стране подобный закон?
Первый вопрос, который мы решили задать пользователям нашего работного сайта: «Нужен ли подобный закон в нашей стране?». Я бы обратил внимание на два момента. Во-первых, важен не только закон, но и как он будет выполняться. Если он оторван от жизни, то какой в нем прок? Например, Трудовой кодекс запрещает дискриминацию в сфере трудовых отношений, но это не значит, что запрет настолько эффективен (вряд ли кто-то вам откажет в письменном виде, сославшись, например, на то, что вы возрастной кандидат). То есть если внести соответствующие поправки в Трудовой кодекс, то вряд ли это принесет какой-то выдающийся результат, хотя сам факт может положительно повлиять на общую ситуацию. Во-вторых, если внимательно присмотреться к Трудовому кодексу, то там можно найти достаточно статей, которые защищают работника (речь о времени отдыха, в т.ч. в выходные и нерабочие праздничные дни, отпуска), и подобные поправки избыточны. Проблема в другой плоскости, а именно в правовой грамотности работника. Тот, кто не хочет, чтобы его беспокоили в нерабочее время, просто игнорирует сообщения и звонки: он знает свои права и защищен. Впрочем, большинство участников нашего опроса (37 %) считают, что такой закон нужен, и лишь 14 % ответили отрицательно. Почти 25 % логично считают, что толку от этого будет мало, и почти столько же не знают, что из этого выйдет.
Как вы относитесь к звонкам или сообщениям в нерабочее время?
Почти половина участников опроса (47 %) негативно относятся к тому, что руководитель их тревожит в нерабочее время.И ладно бы это происходило редко, но самое страшное, что через некоторое время это становится нормой. Правда, чуть более 26 % участников готовы с пониманием отнестись, если об этом их предупреждали, когда они устраивались на работу, и не требуется немедленное решение задачи. Почти десять процентов готовы на все закрыть глаза, если решение задач, поставленных таким образом, щедро вознаграждается. Лишь 16 % участников с пониманием относятся к звонкам и сообщениям в нерабочее время. Кстати, в последнее время набирает популярность концепция work-life blended, когда стремятся сочетать рабочие и личные задачи, а не разграничивают их как в концепции work-life balance. Для таких людей не будет считаться проблемой звонок руководителя в нерабочее время.
Впрочем, сами сотрудники являются кузнецами своего «счастья», приучая руководителей связываться с ними в любое время. Постоянно переписываясь с руководителем, сотрудник показывает, что с ним можно связываться в любое время. То есть проблема может быть и в самом сотруднике, который старается показать свою лояльность. 42 % участников опроса моментально готовы ответить руководителю, даже если им это не нравится; почти 48 % сделают это через паузу и только около 10 % проигнорируют.
Имеют ли смысл такие звонки и сообщения и выгодны ли они нанимателю?
Более 61 % участников опроса уверены, что если руководитель пытается связаться в нерабочее время, то наверняка это что-то важное. На самом деле все не так просто. Интересно, что, оценивая результаты одного исследования, эксперты пришли к выводу, что работники слишком переоценивают важность сообщений и звонков руководителей в нерабочее время. Это, скорее, привычка, чем производственная необходимость, и многие руководители даже не задумываются об этом, отправляя сообщения, хотя для многих работников это стресс.
Как решать проблему?
Что со всем этим делать и как выстраивать границы? Естественно, есть руководители, с которыми невозможно будет договориться, хотя 58 % опрошенных именно на это рассчитывают и будут действовать по итогам разговора. Конечно, откровенный разговор — это хорошо, но вряд ли многие на него осмелятся, тем более что для некоторых руководителей скорость ответа подчиненного — это чуть ли не ключевой показатель продуктивности. Кстати, в одном американском исследовании был описан случай, когда руководитель писал задания в рабочее время, а отправлял их в полночь, пытаясь продемонстрировать подчиненным свою работоспособность.
На мой взгляд, лучшая стратегия — это проявлять гибкость в такой ситуации. Если вы видите, что сообщение важное, то стоит ответить; если не очень, то можно ответить через паузу или подтвердить получение, написав, что ответите, когда освободитесь. Таким образом, вы демонстрируете, с одной стороны, что вы на связи, а с другой — что у вас есть личная жизнь в нерабочее время.