Пандемия подтолкнула многие организации переходить на удаленный или гибридный формат работы. Многим сотрудникам такие форматы понравились, так что вряд ли они вернутся в офис. Да и компании не жалуются — производительность вроде как даже подросла, да и сэкономить на офисных метрах можно. Ну а что с корпоративной культурой?
Как жить без привычных ритуалов и церемоний, без непосредственного общения на офисной кухне, в курилке или с соседом на рабочем месте? Как изменится корпоративная культура, если часть сотрудников будет работать в офисе, а часть на удаленке? Как адаптировать новичков, которые будут работать удаленно? Конечно, при удаленном или гибридном формате корпоративная культура не исчезнет, но то, что она изменится, — это точно, потому что на сотрудников вне офиса будут влиять новые различные факторы (например, домашние животные или цифровые технологии).
Что такое корпоративная культура?
Давайте вспомним, что такое корпоративная культура. Определений много, но суть приблизительно следующая: корпоративная культура — это модель поведения внутри организации, сформированная в процессе функционирования компании и разделяемая сотрудниками. Это система ценностей, норм, правил, традиций, по которым живет персонал. Многочисленные исследования показывают, что компании с развитой корпоративной культурой добиваются больших результатов, чем те, где культура формируется естественным образом, т.е. никаких особенных усилий не предпринимается. Почему так происходит? Потому что культура объединяет людей, делает их вовлеченными, а командные усилия дают синергетический эффект, когда 2 + 2 = 5, а не 4.
Как удаленная работа влияет на корпоративную культуру?
Нет никаких сомнений, что влияет. Но как? Позитивно или негативно? Пока делать серьезные выводы рано, как и в случае с эффективностью удаленного или гибридного формата работы. Кто-то заявляет, что мы в начале периода «социальной разобщенности», а кто-то рапортует, что их культура улучшилась после перехода на удаленный формат — сотрудники стали относиться друг к другу добрее и внимательнее, стараются поддерживать коллег. С чем это связано? Возможно, сотрудников сплотила общая беда — пандемия; возможно, сотрудники больше узнали о домашней жизни своих коллег благодаря видеосовещаниям; возможно, меньше стали раздражаться из-за отсутствия езды в общественном транспорте. А может, это пока нечто новое и драйвовое, но спустя время наступит отрезвление?
«Из ежовой кожи шубы не сошьешь»
Интересно, что по результатам различных исследований выяснилось, что если офисная корпоративная культура в компании была развитой, то и в удаленном формате она продолжает позитивно влиять на все процессы, даже, возможно, успешнее, чем это было в офисе, с учетом факторов, о которых я уже рассказал. А вот если культура была неустойчивой, то она не просто такой и оставалась, но и ухудшалась. Вывод напрашивается простой: наличие устойчивой культуры помогает компаниям безболезненно переходить на различные форматы работы, пережить форс-мажоры, сделать «конфету», но это неточно.
Цифровое поколение и цифровая корпоративная культура
А может, не все так страшно? Особенно для нового поколения, которое точно не страдает от отсутствия непосредственных встреч и комфортно чувствует себя в мессенджерах. А ведь этих ребят становится все больше. И будущее за ними. То есть, по логике, если цифрового поколения все больше, то и корпоративная культура наверняка станет цифровой. Безусловно, ее элементы имеются в любой компании и сейчас. Но можем мы сейчас выделить цифровую корпоративную культуру как некий самостоятельный тип? Наверное, да, если в сегодняшнем мире цифровой способ коммуникации начинает доминировать. Какие характеристики у такой культуры? Самая главная — быстрая обратная связь (не стоит, правда, забывать о развитии асинхронных коммуникаций). Такая связь будет увеличивать скорость принятия решений, следовательно, критичными станут новые регламенты, чтобы мы не утонули в хаосе (хотя я люблю говорить, что хаос — это не бардак, а сложноорганизованная система). Здесь, кстати, вылезет большая проблема, о которой уже заявляют: в цифровом мире мы постоянно на связи в режиме постоянного доступа и реагирования… как бы не тронуться рассудком.
Итог
Мы провели собственный опрос среди пользователей praca.by. Я не буду его комментировать (пусть каждый попробует сделать собственные выводы), но не могу не отметить следующее. Более половины участников опроса считают, что мы идем к цифровой корпоративной культуре, естественно, современные технологии нам в помощь. Еще подтвердился мой тезис о том, что развитой корпоративной культуре не страшны удаленка или гибридный формат работы.
И еще. Значит ли, что потребность в офлайне скоро совсем отпадет? Думаю, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе вряд ли. Все же современный человек, особенно не из цифрового поколения, нуждается в эмоциональной подпитке. И языка эмодзи недостаточно.