«Игра в корпорацию»: как котики, веселое настроение и месяц работы помогают авторам менять жизни читателей

TL;DR. Как только вы написали книгу, вас сразу начинают уважать (я точно всегда с уважением относился к таким людям). Книга — это свидетельство того, что вы эксперт в своем деле. С этой мыслью я задал несколько вопросов HRBP Виктории ХАВКИНОЙ и продакт-менеджеру Дарье СУПРИНОВИЧ, авторам книги «Игра в корпорацию». Авторы верят, что книга может изменить жизни тех, кто ее прочитает, и планируют новые издания.

— Котики на обложке — не случайно?

Дарья: Это потому что книга наша о людях и для людей. А люди в нашем понимании — котики!

Виктория: Мы решили, что на всех обложках серии будет хотя бы один котик. Скоро выйдет книга «Начало карьерного пути» — там на обложке будет юный мечтательный котик. Еще сейчас пишем книгу с рабочим названием «Исследование феноменологии бизнеса посредством понятийного аппарата психотерапии» — там, видимо, будут умные котики.

— Времена, когда был бум бизнес-книг, в том числе HR-тематики, давно прошли. Вас это смущало или просто хотелось высказаться?

Виктория:Когда был бум бизнес-книг, я собеседовала судимых грузчиков и стропальщиков по 15 человек в день, поэтому писать особо было некогда. Скорее просто хотелось высказаться, тем более что листы в MS Word бесплатные.

Дарья: Я судимых стропальщиков не собеседовала, просто понравилась идея сделать путеводитель по самым гиблым корпоративным местам, и я включилась в проект.

— Какая ключевая мысль книги?

Виктория: Подстелить соломки людям, которым предстоит то или иное корпоративное упражнение. Например, чтобы человек мог принять здравое решение, соглашаться ему участвовать в закрытии компании или нет. У многих подобных решений высокая цена — в плане здоровья, лет жизни, денег, семейных отношений. Вот и захотелось цену эту снизить.

— Сколько времени ушло на книгу?

Дарья: Ровно месяц с момента написания первого фрагмента. Хотя субъективно кажется, что написание книги заняло гораздо больше времени, чем месяц, — минимум полгода.

Виктория: В целом да, но я бы уточнила: это написано было за месяц, а сами мысли созревали гораздо дольше.

— Написание книги — увлекательное занятие или рутина? Преодолевали ли «писательский тупик», когда надо заставить себя сесть за написание и в итоге опубликовать книгу?

Виктория: Это было весело. Никакого тупика.

Дарья: Да, это было весело. Немного не хватило поддержки окружения. Идея написать книгу, когда и так написано столько разных и никто их все равно не читает, кому-то показалась странной.

— Соавтор мешает или помогает?

Виктория: Соавторство помогает, если в тандеме есть синергия. Сразу намного больше энергии, и стыдно бросить или отложить процесс, когда знаешь, что к вечеру от тебя ждут твою норму.

Дарья: Для меня это как пинг-понг. Некоторые идеи или формулировки прыгали туда-сюда, пока не становились такими, как надо.

— Игра — основа человеческой культурыутверждает Йохан Хейзинга в книге «Человек играющий». Что для вас «игра»? И почему она в названии?

Виктория: Название это тем и хорошо, что в нем много смыслов и контекстов. Для меня это скорее о другой книге, если уж мы говорим о литературных аллюзиях — об «Игре в бисер» Германа Гессе. Тогда получается, что автор тоже то ли «мастер игры», то ли «школьный учитель», то есть каламбур и сюда подходит. Много и других смысловых параллелей.

Дарья:Для меня название скорее о том, чтобы не относиться к происходящему на работе слишком серьезно. Игра она и есть игра. Кто-то в начальника играет, кто-то в самого умного, кто-то в самого хитрого… Почему нет? Такое отношение добавляет немало свободы и творчества в трудовые будни.

— Как бы вы ни владели языком, книгу надо отдавать на редакторскую и корректорскую правку, поскольку глаз замыливается, ты не видишь шероховатости, пропускаешь откровенные ляпы. Согласны?

Дарья: Абсолютно согласна. Я не раз говорила, что надо отдать редактору и корректору. Но Виктория сразу начинает кричать о красном дипломе филфака БГУ и что все запятые авторские. Она даже опечатки в тексте неделю выискивала вручную с карандашом, вместо того чтобы скормить файл ChatGPT и получить тот же результат за 10 минут. С другой стороны, похоже, что скоро отсутствие ИИ в качественном продукте будет восприниматься как что-то эксклюзивное и дорогое. Так что я ей не мешаю так делать, потом монетизируем.

Виктория: Текст идеален!

— Несколько вопросов по книге, тем более, что я почти ее прочитал. «Кандидаты чуют, что очень нужны, и начинают хуже себя вести». Кстати, это касается и нанимающей стороны. Согласны, что важен winwin и ни одной стороне не стоит выискивать чьи-то слабости?

Виктория: Помилуйте, Валерий, никто ничьи слабости не выискивает. Если вы обратили внимание, в книге вообще довольно мало дидактики. Просто описано то, что в действительности происходит в тех или иных местах корпоративного процесса. А с идеей win-win, конечно же, согласны. Но согласитесь, что win-win — явление редкое. Работаем с тем, что есть. 

— Вы рекомендуете владельцу небольшого бизнеса для подбора «продажников» обращаться к профессионалам. То есть ему не стоит прокачивать навыки подбора самому?

Виктория:С обычными офисными позициями (бухгалтер, секретарь, логист) владельцы небольших компаний прекрасно справляются. Навык подбора как суперпрокачанная компетенция им особо и не нужна. Они не собираются завтра идти и устраиваться рекрутером. Вполне достаточно жизненного опыта и личного авторитета. Менеджеры отдела продаж — особая специфика. Для найма в отдел продаж необходима определенная сноровка, и, пока владелец бизнеса «прокачает навык», у него и те, кто есть, разбегутся.

— Насколько я понял, вы за подбор по ценностям?

Виктория: Я за осознанность. Просто чтобы каждый человек понимал, как это уравнение работает. Немало коллег полегло на неучете фактора корпоративной культуры. Ну не могут быть у стартапа такие же корпоративные ценности, как у зрелой структуры. А они приходят с флешкой с «лучшими практиками» и начинают внедрять какую-нибудь систему грейдов в компанию, где людей в 20 раз меньше, чем клеток в этой системе.

— Согласны, что на рынке не хватает классных профессионалов за низкую зарплату?

Виктория: В книге мы иронизируем над этим ожиданием собственника от внутренних HR-служб. С другой стороны, когда собственник подсчитывает затраты, он в голове умножает каждый сделанный офер на полтора. Если с этой стороны посмотреть, то математически все бьется. 

— Кто-то сказал, что собственная книга позволяет менять жизнь тех, кого никогда не встретишь. Думали об этом?

Виктория: Возможно, прозвучит пафосно, но это и было основным движущим мотивом к написанию книги.

Дарья: Это не последняя попытка!