Я брался за тему «Счастливый сотрудник» несколько раз. Например, в 2019 г. в журнале «Отдел кадров» мы организовали обсуждение темы «Управление счастьем», а в 2020 г. подробно рассказали о показателе eNPS, который означает разницу между самыми счастливыми и наименее счастливыми сотрудниками компании. Брался я не просто так, а потому что тема в тренде, причем не только в цивилизованных странах. Кто-то скажет, что это ерунда и бизнесу не до счастья сотрудников. Доля правды в этом есть, но, во-первых, бизнес бывает разный, во-вторых, бизнес на это смотрит весьма прагматично, придерживаясь формулы «счастливый сотрудник — продуктивный сотрудник».
Счастливый — значит, продуктивный?
Различные исследования, посвященные счастью сотрудников на рабочем месте, действительно утверждают, что счастливые сотрудники повышают производительность и свою, и команды, и компании в целом. Напрашивается простое решение: сделайте сотрудников счастливыми, и производительность компании — дело решенное. На самом деле это так не работает. Сложно представить, что какой-либо менеджер, не важно, верхнего или нижнего звена, задумывается о счастье своих подчиненных, о том, какие действия предпринять, чтобы сделать их счастливыми. Да, на сегодняшний день есть инструменты для измерения удовлетворенности, вовлеченности, тот же eNPS, о котором я упоминал. Но даже если вы их будете использовать, делая регулярно какие-то замеры, нет никакой гарантии, что ваши сотрудники станут счастливыми. И знаете, почему?
У каждого свое счастье
Одна из причин этого заключается в том, что разные люди по-разному воспринимают счастье. Счастье — это не просто улыбка до ушей, тем более натянутая (хотя улыбаться клиенту важно). Это искренняя любовь к своей работе, готовность решать проблемы, а не жаловаться на препятствия для их выполнения, способность принимать критику и стремление к саморазвитию без искусственных мотиваторов.
Структура счастья
Профессор Калифорнийского университета в Риверсайде Соня Любомирски в своей книге «Как быть счастливым» утверждает, что на 50 % счастье человека предопределено генетически, 10 % обусловлено жизненными обстоятельствами (семья, здоровье и т.д.), а 40 % — результат личного мировоззрения. Возьмем мнение уважаемого профессора за основу. Как менеджер команды или компании, вы ничего не можете сделать с генетикой и почти не можете повлиять на жизненные обстоятельства. Но у вас есть возможность повлиять на мировоззрение сотрудника, а это жирненький кусочек счастья. J Конечно, все не так просто. Анализировать, что делает сотрудников счастливыми, довольно сложно, но еще сложнее изменить структуру вашей повседневной работы и расставить приоритеты в отношении сотрудников. Не секрет, что высокая удовлетворенность и вовлеченность формирует позитивную атмосферу и облегчает командную работу. Но работать на благо каждого сотрудника очень сложно. Здесь требуется не радикальность, а постепенность и последовательность. Вот какие советы дают эксперты по счастью.
-
Позвольте сотрудникам высказывать свое мнение
Большинство сотрудников чувствуют себя неудовлетворенными, потому что их мнение не имеет значения. Чаще давайте сотрудникам возможность выразить свои чувства, мнение и идеи, касающиеся работы.
-
Формируйте культуру признания
Признание заслуг — ключ к поддержанию мотивации и вовлеченности сотрудников. Признавайте и вознаграждайте. Вознаграждение не всегда означает деньги, потому что деньги — это краткосрочный мотиватор, а зачастую это вообще не мотиватор, на мой взгляд.
-
Обеспечьте ресурсами
Обучение и развитие сотрудников и обеспечение их необходимыми ресурсами позволяет им чувствовать, что их компания инвестирует в них. Сотрудники, которые проходят обучение, обычно более удовлетворены и мотивированы, чем их коллеги, которые не проходят обучение часто.
-
Не меняйте приоритеты
Еще один важный фактор, негативно влияющий на сотрудника, — несогласованные приоритеты. «Брось все и сделай это прямо сейчас!» — это девиз плохого менеджера, который отдает распоряжение сотруднику. Иногда действительно приходится так делать, но если это возведено в правило, то последствия предсказуемы. Так что, если есть такая необходимость, потрудитесь объяснить важность задачи.
-
Чаще общайтесь
Еще одна большая проблема — плохая коммуникация. Сотрудник чувствует себя счастливым и заинтересованным в работе только в том случае, если его цели и обязанности понятны для него. При плохой коммуникации этого просто нет, что влияет на вовлеченность, продуктивность и убивает моральный дух. Общение не всегда дается легко. Но это то, что со временем становится легче делать. Все, что нужно сделать менеджеру, — это начать разговор.
-
Используйте гибкие подходы в организации труда
Я за последние полгода очень много написал о гибких форматах работы, на которые компании подтолкнула пандемия. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Данные показывают нежелание сотрудников возвращаться к привычной рабочей среде, т.е. в офис. В таком случае лучше предложить сотрудникам гибкий график работы, чтобы они были довольны и преданы работе, т.е. счастливы.
Вывод
Важно помнить, что у менеджера нет волшебной палочки, взмахнув которой, можно сделать сотрудников счастливыми. Счастье — очень индивидуальное понятие, и менеджеры не могут решить все проблемы. Менеджеры могут попытаться создать условия, а это уже немало.