Зачем компании счастливые сотрудники?

Я брался за тему «Счастливый сотрудник» несколько раз. Например, в 2019 г. в журнале «Отдел кадров» мы организовали обсуждение темы «Управление счастьем», а в 2020 г. подробно рассказали о показателе eNPS, который означает разницу между самыми счастливыми и наименее счастливыми сотрудниками компании. Брался я не просто так, а потому что тема в тренде, причем не только в цивилизованных странах. Кто-то скажет, что это ерунда и бизнесу не до счастья сотрудников. Доля правды в этом есть, но, во-первых, бизнес бывает разный, во-вторых, бизнес на это смотрит весьма прагматично, придерживаясь формулы «счастливый сотрудник — продуктивный сотрудник».

Счастливый — значит, продуктивный?

Различные исследования, посвященные счастью сотрудников на рабочем месте, действительно утверждают, что счастливые сотрудники повышают производительность и свою, и команды, и компании в целом. Напрашивается простое решение: сделайте сотрудников счастливыми, и производительность компании — дело решенное. На самом деле это так не работает. Сложно представить, что какой-либо менеджер, не важно, верхнего или нижнего звена, задумывается о счастье своих подчиненных, о том, какие действия предпринять, чтобы сделать их счастливыми. Да, на сегодняшний день есть инструменты для измерения удовлетворенности, вовлеченности, тот же eNPS, о котором я упоминал. Но даже если вы их будете использовать, делая регулярно какие-то замеры, нет никакой гарантии, что ваши сотрудники станут счастливыми. И знаете, почему?

У каждого свое счастье

Одна из причин этого заключается в том, что разные люди по-разному воспринимают счастье. Счастье — это не просто улыбка до ушей, тем более натянутая (хотя улыбаться клиенту важно). Это искренняя любовь к своей работе, готовность решать проблемы, а не жаловаться на препятствия для их выполнения, способность принимать критику и стремление к саморазвитию без искусственных мотиваторов.

Структура счастья

Профессор Калифорнийского университета в Риверсайде Соня Любомирски в своей книге «Как быть счастливым» утверждает, что на 50 % счастье человека предопределено генетически, 10 % обусловлено жизненными обстоятельствами (семья, здоровье и т.д.), а 40 % — результат личного мировоззрения. Возьмем мнение уважаемого профессора за основу. Как менеджер команды или компании, вы ничего не можете сделать с генетикой и почти не можете повлиять на жизненные обстоятельства. Но у вас есть возможность повлиять на мировоззрение сотрудника, а это жирненький кусочек счастья. J Конечно, все не так просто. Анализировать, что делает сотрудников счастливыми, довольно сложно, но еще сложнее изменить структуру вашей повседневной работы и расставить приоритеты в отношении сотрудников. Не секрет, что высокая удовлетворенность и вовлеченность формирует позитивную атмосферу и облегчает командную работу. Но работать на благо каждого сотрудника очень сложно. Здесь требуется не радикальность, а постепенность и последовательность. Вот какие советы дают эксперты по счастью.

  1. Позвольте сотрудникам высказывать свое мнение

Большинство сотрудников чувствуют себя неудовлетворенными, потому что их мнение не имеет значения. Чаще давайте сотрудникам возможность выразить свои чувства, мнение и идеи, касающиеся работы.

  1. Формируйте культуру признания

Признание заслуг — ключ к поддержанию мотивации и вовлеченности сотрудников. Признавайте и вознаграждайте. Вознаграждение не всегда означает деньги, потому что деньги — это краткосрочный мотиватор, а зачастую это вообще не мотиватор, на мой взгляд.

  1. Обеспечьте ресурсами

Обучение и развитие сотрудников и обеспечение их необходимыми ресурсами позволяет им чувствовать, что их компания инвестирует в них. Сотрудники, которые проходят обучение, обычно более удовлетворены и мотивированы, чем их коллеги, которые не проходят обучение часто.

  1. Не меняйте приоритеты

Еще один важный фактор, негативно влияющий на сотрудника, — несогласованные приоритеты. «Брось все и сделай это прямо сейчас!» — это девиз плохого менеджера, который отдает распоряжение сотруднику. Иногда действительно приходится так делать, но если это возведено в правило, то последствия предсказуемы. Так что, если есть такая необходимость, потрудитесь объяснить важность задачи.

  1. Чаще общайтесь

Еще одна большая проблема — плохая коммуникация. Сотрудник чувствует себя счастливым и заинтересованным в работе только в том случае, если его цели и обязанности понятны для него. При плохой коммуникации этого просто нет, что влияет на вовлеченность, продуктивность и убивает моральный дух. Общение не всегда дается легко. Но это то, что со временем становится легче делать. Все, что нужно сделать менеджеру, — это начать разговор.

  1. Используйте гибкие подходы в организации труда

Я за последние полгода очень много написал о гибких форматах работы, на которые компании подтолкнула пандемия. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Данные показывают нежелание сотрудников возвращаться к привычной рабочей среде, т.е. в офис. В таком случае лучше предложить сотрудникам гибкий график работы, чтобы они были довольны и преданы работе, т.е. счастливы.

Вывод

Важно помнить, что у менеджера нет волшебной палочки, взмахнув которой, можно сделать сотрудников счастливыми. Счастье — очень индивидуальное понятие, и менеджеры не могут решить все проблемы. Менеджеры могут попытаться создать условия, а это уже немало.