Как получить объективную рекомендацию

Я уже обращался к теме рекомендаций, например, писал для тех, кто хочет поучаствовать в реферальной программе (https://blog.praca.by/applicant/sovety-rekomendatelu/). На этот раз я решил порефлексировать с позиции того, кто нанимает кандидата. В общем-то рекрутеры уже привыкли обращаться за рекомендациями.

Например, мне много раз поступали звонки с просьбой дать фидбек по бывшему сотруднику, кстати, иногда звонок был неожиданным, т.е. бывший сотрудник не предупреждал, что могут обратиться за рекомендацией. Но не это важно, важно, что все-таки внятного разговора с рекрутером (а именно они звонили) не получалось, было понятно, что за рекомендацией обращались не для того, чтобы узнать что-то дельное, а чтобы потом отчитаться перед нанимающим менеджером или HR-менеджером: мол, рекомендация получена, все формальные действия выполнены. А это не очень хорошо.

Почему важны рекомендации

Вот несколько причин, почему рекомендации важны, — и не просто на бумаге, а именно в рамках отдельного разговора с бывшим руководителем, коллегой или HR-ом компании, в которой работал человек.

  1. Информация, полученная в резюме и интервью, — это хорошо. Но бывает, что она «с лапшой», лучше проверить. Доверяй, но проверяй.
  2. Даже если вы профи и съели собаку на проведении интервью, все равно остаются белые пятна. Кстати, сам кандидат может неправильно оценивать себя, поэтому нужна точка зрения третьего лица, чтобы увидеть всю картину.
  3. Вас устраивает кандидат, казалось бы, чего еще надо? Поверьте, разговор с тем, кто рекомендует, может помочь вам получить важную информацию, особенно в отношении soft skills, а это поможет в онбординге. Наверняка у новичка есть какие-то особенности, знание которых может пригодиться.

Словом, рекомендации необходимы, здесь даже не о чем спорить, важно подходить к этому с умом. Давайте попробуем разобраться, как это сделать.

Фиксирование деталей

Грамотный рекрутер все фиксирует, неважно, в блокноте, Excel или CRM, — зависит от масштабов рекрутинга, т.е. количества кандидатов и прокачанности самого рекрутера. Словом, неплохо, если вы будете делать пометки, ведь при необходимости будет возможность вернуться к отмеченной информации. В каких случаях? Да любых, например, если выяснится, что продуктивность новичка совсем не ахти и стоит покопаться в рекомендациях, возможно, что-то уточнить.

Контакты рекомендателей

Здесь ситуация двоякая. С одной стороны, прилежный кандидат предоставляет контакты самостоятельно, указывая представителей компаний, где он прежде работал, например, по одному от каждого места работы. С другой — как правило, эти контакты малополезные, скорее всего, кандидат предоставляет тех, кто даст положительный отзыв, а то и вообще липовых людей. Об этом стоит помнить, по возможности рекрутеру нужно гибко подойти к этому. Как минимум стоит уточнить, почему предоставлены именно предложенные контакты.

Коммуникация с рекомендателем

Представьтесь, объясните ситуацию, поинтересуйтесь, есть ли возможность поговорить в течение определенного времени. Стоит также учесть, что в последнее время многие предпочитают общение в мессенджерах; если рекомендателю так удобнее, то лучше согласиться. О чем спрашивать? Уточните у рекомендателя, какую должность занимал кандидат в компании, функционал (в разных компаниях одна и та же должность подразумевает разный функционал), сколько проработал в компании, в каких проектах отличился. Поинтересуйтесь, какими hard и soft skills обладает кандидат, стремился ли он развивать свои навыки. Спросите о причине увольнения, а на закуску уточните, взяли бы они его обратно.

Наиболее распространенные ошибки

  1. Принимать список контактов за чистую монету

Я уже упомянул о том, что не стоит полагаться исключительно на список контактов, предложенных кандидатом. Отнеситесь скептически к этому списку и спросите кандидата, кого он еще может дать для рекомендаций. В некоторых случаях поищите сами контактное лицо.

  1. Слишком углубляться, анализируя кандидата

Поверхностная беседа с рекомендателем — это плохо, но и слишком «препарировать» кандидата тоже плохо. Во-первых, на это уйдет уйма времени. Во-вторых, своими глубокомысленными вопросами вы смутите рекомендателя, скорее всего, он начнет уходить от четких ответов. Спрашивайте уверенно, открыто и по делу, тогда у вас гораздо больше шансов получить необходимую информацию.

  1. Запрашивать рекомендации у HR-а

Постарайтесь узнать мнение непосредственного руководителя или хотя бы коллеги о кандидате. Не стоит искать контакта с HR-ом или сотрудниками, которые не работали с кандидатом непосредственно.

  1. Давать собственные оценки

Во время разговора с рекомендателем воздержитесь от собственных оценок кандидата, которые вы, возможно, уже сформировали после изучения резюме и интервью.

На чем лучше сосредоточиться?

  1. Сосредоточьтесь только на навыках и компетенциях, которые важны для вашей вакансии.
  2. Стремитесь узнать о разных навыках кандидата: технических, лидерских, личностных. Это даст более полную картину, к тому же рекомендатель может вспомнить о чем-то еще.
  3. Не забудьте уточнить моменты, по которым у вас есть опасения или неопределенность, возникшие после интервью.
  4. Не забудьте уточнить навыки и компетенции, в которых кандидат силен.

Что нужно узнать у рекомендателя

Представьтесь, т.е. скажите, кто берет рекомендацию.

Уточните, кто дает рекомендацию (должность).

Уточните, сколько кандидат проработал, а также причину увольнения.

Спросите о сильных и слабых сторонах кандидата.

Узнайте о проектах, над которыми работал кандидат.

Узнайте, как обстоят дела у кандидата с тайм-менеджментом, о сроках выполнения работы и взаимоотношениях кандидата с командой. Спросите об инициативности, добросовестности, готовности работать сверхурочно, способности работать самостоятельно или в команде.

Вывод

Стоит ли тратить время на сбор рекомендаций, тем более если кандидат предоставил рекомендательные письма? Стоит. Особенно если речь об управленческих позициях. При этом не стоит переоценивать этот инструмент и слишком на него полагаться, ведь в любом случае окончательное решение за вами.