Самая дорогая проблема для бизнеса

Текучесть персонала многие называют самой дорогой проблемой для бизнеса (при высокой текучести очень много издержек, хотя определенный процент в зависимости от сферы — вполне приемлемое явление). В конце июня на LinkedIn появились результаты исследования, целью которого было выяснить, какие позиции в компаниях являются наиболее и наименее «текучими».

В результате выяснилось, что наиболее подвержены текучести HR-ы. В глобальном масштабе текучесть HR-специалистов составила почти 15 % за последний год, при этом средний уровень текучести персонала составлял около 11 %. Это не случайное лидерство. Как отмечают исследователи, HR входит в тройку призеров как минимум последние три года.

Откуда цифры?

Исследователи опирались на данные, полученные из LinkedIn, в частности, на профили участников социальной сети, которые обновляли информацию о текущем работодателе в своих аккаунтах. По этой причине, принимая возражения скептиков и понимая, что между фактическим увольнением из компании и обновлением информации в профиле есть временная задержка, к полученным результатам рекомендовано относиться сдержанно. Тем не менее исследователи напоминают, что LinkedIn — это очень продвинутая сеть с миллионами профилей, и значимые закономерности она выявляет верно.

HR возглавляет список функций (ролей) с наибольшей текучестью

График показывает функции (роли) с высокой текучестью персонала (первые пять позиций), и HR возглавляет этот список с показателем 14,6 %. Может показаться нелогичным, что HR-специалисты — люди, больше всего заинтересованные в удержании сотрудников и призванные обуздать текучесть персонала, — чаще всех меняют компании, тем более что они находятся в авангарде таких процессов, как подбор персонала, онбординг, обучение, мотивация, удержание. Да, последние годы были особенно нестабильными для HR-сферы: спрос на рынке труда колебался от резкого падения до устойчивого спроса на HR-ов. Но, по мнению исследователей, главная причина большой текучести HR-ов не в этом, а в том самом авангарде. HR-специалисты получают самое объективное представление о том, что происходит в компании и что может произойти в ближайшее время, и быстренько делают из компании ноги. То есть как крысы, которые предчувствуют раньше всех, что корабль пойдет на дно.

Функции (роли) с низкой текучестью

Чтобы еще больше разобраться в этой проблеме, исследователи проанализировали функции с низкой текучестью. Вот что получилось.

Самая низкая текучесть у специалистов, которые заняты административной работой, — 7,8 %. Интересно, что функции с низкой текучестью больше связаны с жесткими институциональными системами: бюджетами, правилами, деловыми циклами и т.д. И наоборот, большинство функций с высокой текучестью являются консультативными, интерпретирующими или межличностными. Специалисты, выполняющие эти функции, в т.ч. HR-ы, имеют дело в основном не с фиксированными системами, а сосредотачиваются на эмоциях, понимании и стратегических решениях.

Самые востребованные функции находятся где-то посередине

И еще одну закономерность выявили исследователи. Они обратили внимание на три функции, которые ближе по характеру к списку функций с низкой текучестью, но имеют показатели, близкие к списку функций с высокой текучестью. Речь идет об инжиниринге (разработке) (11,5 %), продажах (10,8 %) и IT (10,6 %). У всех трех средняя текучесть, но высокая по сравнению с функциями, представленными в списке с низкой текучестью. Так в чем же дело? А дело в том, что причина, по которой они имеют более высокую текучесть, — это высокий спрос. Поскольку кандидаты в области разработки, продаж и IT пользуются наибольшим спросом, это также означает, что у них больше возможностей менять работу. Отсюда простой вывод — все, что пользуется большим спросом, будет «утекать».

Выводы

Авторы исследования говорят о том, что выявленные тенденции могут показать руководству компаний правильное направление с точки зрения установления ожиданий и наблюдения за тем, как компания отличается от общих эталонных показателей. Тем не менее с точки зрения принятия мер гораздо важнее знать конкретные показатели текучести персонала в собственной компании. Ну, а от себя я добавлю: пристально следите за HR-ами!