Я уже писал о красных флажках, но тогда речь шла о резюме. На этот раз речь пойдет о собеседовании. Будем считать, что красные флажки во время интервью — это сигналы, предупреждающие рекрутера о том, что кандидат, скорее всего, не подходит компании. Естественно, речь прежде всего о мягких навыках. Например, красный флаг может указывать на то, что кандидат безынициативный, с тайм-менеджментом у него не все в порядке. Это также может показать, что кандидат недостаточно проницателен или не учится на прошлых ошибках. Тревожные сигналы, перечисленные ниже, подскажут рекрутеру, какое решение принять.
Пренебрежительно относится к обслуживающему персоналу
Собеседование еще не началось, но красный флажок уже развевается. Есть люди, которые очень вежливы с теми, кто принимает решения, при этом абсолютно пренебрежительно относятся к тем, от кого их судьба никак не зависит (например, к секретарю, который принимает посетителей). Интервьюеру было бы неплохо отслеживать этот момент, возможно, установить камеру или спросить впечатление у секретаря.
Опоздание на интервью
Существует множество причин, по которым кандидат может опоздать. Многие из них дают ценную информацию о том, насколько он впишется в вашу корпоративную культуру. Это может быть отсутствие навыков тайм-менеджмента. Не исключено, что кандидат таким образом хочет донести какой-то месседж (например, что он важная персона и может себе позволить прийти не вовремя). Конечно, никто из нас не застрахован от чрезвычайных ситуаций. Если кандидат предупреждает об опоздании и есть веская причина, то стоит отнестись к этому спокойно, тем более если он вам нужен позарез.
Абсолютное отсутствие знаний о компании
Мне приходилось в качестве нанимающего менеджера интервьюировать кандидатов. И один из первых вопросов, которые я задавал, был: «Что вы знаете об организации и нашем продукте?». Если человек отвечал, что он ничего не знает, то в принципе продолжать собеседование не было никакого смысла. Сами посудите, мы живем в век Интернета, когда узнать о компании и ее продуктах проще пареной репы. Исключением могут быть небольшие компании с непродолжительной историей. Что я должен думать о человеке, который поленился погуглить и узнать хотя бы общую информацию? Другое дело, когда кандидат не просто слышал о компании, а знает о ее продуктах, может высказать мнение о них. Правда, в этом случае я бы рекомендовал высказываться сдержанно. Каждый работодатель хочет видеть в своих рядах сотрудника, который заинтересован в ней работать.
Неспособность признавать свои неудачи
Я недавно прочитал в социальной сети пост о том, где консультант по организационному развитию рассуждает о том, что на собеседовании кандидатов застает врасплох вопрос: «Какие ваши самые сильные стороны?». Некоторые особо смышленые кандидаты начинают клепать штампы о том, что они стрессоустойчивы, проактивны, способны работать в режиме многозадачности и т.д. Это, безусловно, не ответ. Но я о другом. В еще больший ступор впадает кандидат, если его спросить о недостатках. Здесь штампы не прокатывают, и некоторые не находят ничего лучше, как ответить, что у них не было неудач. Но такого не бывает, все когда-нибудь факапили, а если по этому поводу нечего сказать, то это точно красный флажок. Зачем вам нанимать кого-то, кто не желает признавать свою неудачу?
Плохие слова о бывших работодателях
Очень часто на интервью кандидаты начинают «гнать» на бывшего работодателя. Зачем они это делают, ума не приложу. Если только они работали у прямого конкурента и хотят получить какое-то расположение у потенциального работодателя. Но вряд ли на это кто-то покупается, ведь это, скорее, насторожит, поскольку в будущем такой человек также будет отзываться негативно о вашей компании. Но и это не все. Если кандидат приходит на собеседование с критикой предыдущего работодателя, можно предположить, что он больше сосредоточен на своем недовольстве, чем волнуется о новой работе в вашей компании. Ну и зачем вам такой сотрудник?
Во всем виноваты другие
Мне вспомнилась сцена из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера», когда Д’Артаньян находит Миледи и собирается с ней поквитаться, а она, пытаясь себя спасти, говорит: «Это не я, это он, ваш враг, граф Рошфор». Некоторые кандидаты все же готовы говорить о неудачах, но при этом во всем обвиняют обстоятельства или других (руководителей, коллег, клиентов). Однозначно кандидат, который всегда пытается переложить вину на кого-то другого, не будет демонстрировать готовность развиваться или учиться на своих прошлых ошибках.
Сыплет модными словечками
В последнее время у нас стало популярным английское слово buzzword. «Баззворд» — это особый род новых слов или даже речевых конструкций, когда хотят произвести впечатление на собеседника, подчеркнув свой профессионализм, мол, я в теме. Поэтому кандидат, вставляющий в разговор подобные слова без особого в том смысла, — это точно красный флажок.
В конце интервью нет вопросов
У адекватного кандидата, если он, конечно, в конце интервью все еще мотивирован на работу в вашей компании, всегда есть о чем спросить, что-то уточнить.