О пользе и вреде новогоднего корпоратива

В ноябре этого года одно агентство из Беларуси провело исследование, посвященное проведению корпоративного нового года. По итогам были сформулированы основные параметры «идеального новогоднего корпоратива». Подробные итоги есть в свободном доступе в Интернете, я пересказывать не буду, а итоговый портрет выглядит вкратце так: подавляющее большинство сотрудников за проведение корпоратива, организацией мероприятия в основном занимается HR-отдел, часто банкет за счет компании, хотя нередко часть расходов покрывают сотрудники, чаще всего проводится в ресторане с программой и рассматривается как сближающее сотрудников мероприятие с командообразующим эффектом.  Я поделюсь своими мыслями на этот счет и пройдусь по пунктам.

  1. Быть или не быть новогоднему корпоративу

Конечно, быть, хотя нет ничего страшного, когда при определенных обстоятельствах корпоратив может быть отменен или урезан формат его проведения, без размаха. Решение о проведении новогоднего корпоратива, на мой взгляд, не должно напрямую зависеть от кризиса. Если персонал и руководство настроено на праздник, то надо проводить, пускай и в менее затратном варианте или с большей долей участия сотрудников в финансовом плане. Хуже, когда сотрудникам все равно даже несмотря на то, что компания все оплачивает.

  1. Базовый формат новогоднего корпоратива

Если не считать сотрудников, которые вообще никогда и нигде не участвуют, то остальных можно условно разделить на две группы. Одна группа хочет ресторан, хорошую программу и предпочитает роль пассивного зрителя. Вторая группа хочет больше движения, а именно куда-то выехать с ночевкой, не против непосредственного участия в мероприятии. Оба варианта приемлемы, но второй претендует больше на роль командообразующего мероприятия, а первый — чисто повеселиться. Что лучше? Об этом в следующем пункте.

  1. Тимбилдинг vs праздник?

Очень часто праздничные корпоративные мероприятия критикуют за то, что они больше праздничные, чем корпоративные, т.е. не формируют лояльность, не делают сотрудников командой, более того, не обходятся без мордобоя, распутства и прочих непотребных вещей. Спрашивается, зачем их тогда проводить? Я против такой категоричности, в конце концов, это праздник, а не тимбилдинг, поэтому не стоит навешивать на него какой-то командообразующий смысл, для этого есть другие мероприятия. Безусловно, корпоратив не должен быть бессмысленным, типа пришли в ресторан тупо пожрать и выпить за счет компании, да за кем-нибудь приударить, что, к слову, не редкость и заканчивается увольнением после мероприятия. Чтобы этого максимально избежать, нужна программа с вовлечением сотрудников, но без принуждения.

Такое мероприятие также полезно для новых сотрудников, поскольку дает прекрасный шанс познакомиться с коллегами поближе, в неформальной обстановке. Глядишь, потом это поможет и непосредственно в работе — вот вам и командообразование.

  1. Организация новогоднего корпоратива — забота HR-отдела

Действительно, практика, когда организацией корпоративов занимается HR-отдел, очень распространена. Плохо это или хорошо? Однозначного ответа нет. Это неплохо, если в отделе есть выделенная роль специалиста по внутрикорпоративным коммуникациям, что-то вроде штатного «ивентщика». Но это имеет смысл, если его есть чем загрузить — много различных мероприятий или такой специалист универсал, т.е. может выполнять другие задачи. Плохо, если в HR-отделе нет специалиста, который сечет в ивент-менеджменте, и когда отдел завален другими задачами, на него все равно ложится роль организатора. Иногда роль организатора поручают офис-менеджеру, который в зависимости от бюджета либо берет на себя львиную долю задач, либо выступает в роли координатора, связываясь с ивент-агентством. Если этого не позволяет бюджет, то офис-менеджеру остается полагаться на активных сотрудников.

  1. «Минуточку! За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?»

Сразу на ум приходит эпизод из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». В фильме звучит ответ: «Во всяком случае, не мы». Говорят, что в первоначальном варианте ответ звучал: «Народ, батюшка, народ!». На самом деле компании, где корпоратив в чистом виде оплачивает народ персонал, — редкость. Зачастую оплачивается компанией, ну и распространен вариант с частичными взносом денежных средств сотрудников компании. На мой взгляд, оба варианта вполне приемлемы.

Еще один маленький нюанс, о котором следует помнить: руководству компании следует подумать, как все оформить, чтобы не получить штраф за неправильно рассчитанные и уплаченные налоги, связанные с организацией праздника.

Резюме

На мое понимание классного корпоратива, безусловно, накладывается то, как он проходит в нашей компании, где я, работаю уже больше 20 лет. Корпоративы были у нас разные — более удачные, менее удачные, случалось (правда, редко), что они вовсе не проводились. Условия качественного мероприятия следующие. Во-первых, как культура и ценности компании во многом зависят о первого лица компании, так и корпоратив. Другими словами, если руководитель принимает активное участие, мотивирован, то и корпоратив, скорее всего, будет успешным. Во-вторых, необходимо желание со стороны сотрудников, во всяком случае, костяк должен быть проактивным. В-третьих, должна быть программа, и лучше, если в ней непосредственно участвуют сотрудники. В-четвертых, организацией должен заниматься смыслящий в этом сотрудник, не обязательно из HR-отдела; если такого нет, то ему следует обращаться к ивент-профессионалам (правда, это расходы). Чтобы их уменьшить, необходим костяк, о котором я упоминал. В-пятых, расходы, конечно же, ложатся в основном на компанию, но ничего плохого в том, что какие-то расходы лягут на сотрудников, я не вижу: они больше будут его ценить.