Ложка дегтя в бочке меда, или Как вести себя с токсичным сотрудником

Существует множество факторов, которые удерживают человека на работе. Зачастую на ум приходит размер заработной платы. Но на самом деле зарплата является ключевой тогда, когда человек находится в самом низу пирамиды Маслоу, т.е. физиологических потребностей. Если сотрудник находится выше, то на него влияют совершенно другие факторы. Вы, наверное, часто встречали в объявлениях о вакансии словосочетание «дружный коллектив». И хотя это вызывает улыбку (не все рекрутеры обладают навыком описания вакансии), скажу, что психологическая атмосфера в команде и компании в целом очень важна, тем более в такие сложные времена, как сейчас.

Я хочу поделиться мыслями о так называемых токсичных сотрудниках. Такой человек всегда есть в компании, и он обязательно будет выводить окружающих из равновесия, отравлять существование. Вы забудете о хорошей зарплате, бонусах, перестанете получать удовлетворение от работы и т.д. Можно поменять работу, но, как я уже сказал, эту роль обязательно кто-то на себя берет, куда бы вы ни пошли работать, поэтому есть смысл подумать, как правильно реагировать.

Я вспоминаю свою службу в армии, у нас в роте тоже был токсичный «воин». Донимал он всех, дошел и до меня, но после лобового столкновения «фронт стабилизировался». Увы, в корпоративной жизни не всегда можно решить вопрос кулаками.

Итак, попытаемся определить, как себя проявляет токсичный сотрудник и как на это реагировать.

  1. Распространение слухов и сплетен

В 2006 году я познакомился с профессором Университета Виктория из Новой Зеландии Жанетт Холмс. Она специалист по коммуникациям, в интервью рассказала мне о важности small talk на работе. Но когда в small talk преобладает негатив, то перед вами токсичный человек. Что делать? Ни в коем случае не поддерживайте подобный разговор, а еще лучше посоветуйте искать в людях хорошее.

  1. Публичные оскорбления

Шептать гадости на ухо плохо, но еще хуже, если это происходит публично. Конечно, можно попытаться сразу поставить человека на место, действуя незамедлительно в ответ, но это будет иметь краткосрочный эффект. Лучшая стратегия — переварить и оценить ситуацию, прежде чем реагировать. Затем спокойно заявить о несогласии и предложить решение. Если случай очень запущенный, то привлечь руководство.

  1. Чрезмерный трёп

К токсичным можно причислить сотрудника, который приходит на работу со своими личными проблемами и делится ими, не реагируя на намеки, что пора замолчать и приступить к работе. Как с таким себя вести? Лучшая стратегия — дистанцироваться.

  1. Лучшая оборона — это нападение

Если вы не можете держаться подальше от токсичного коллеги, можно действовать проактивно. Нет-нет, я не призываю гнобить его в ответ, я предлагаю оказывать ему помощь, ведь люди не рождаются токсичными. Это непросто, не каждый способен на это, но если коммуникационный навык ваш конек, если вы позитивный человек, то можно попробовать. Отмалчиваться — это не всегда хорошая стратегия.

  1. Фолловеры

Обычно токсичный человек не обладает харизмой, но при этом служит магнитом для всех недовольных. Такая ситуация крайне опасна для компании, поскольку негативные настроения охватывают все больше сотрудников. Когда у токсичного сотрудника появляются многочисленные последователи, то они становятся силой, с которой нужно считаться. В такой ситуации крайне важно держаться на расстоянии от этого человека и его последователей, ограничивая взаимодействие только при необходимости.

  1. Эгоизм

Токсичный сотрудник крайне эгоистичен, он думает только о своих выгодах, при этом часто маскирует свои корыстные помыслы, якобы действуя в интересах команды. Он присваивает себе заслуги в работе других и интересуется всем, что можно использовать в своих интересах (например, льстит ключевым сотрудникам). Не стоит поддаваться лести, какой бы приятной она ни была: вы лишь средство в руках токсичного человека.

  1. Хождение по головам

Обращайте внимание на тех, кто продвигается по службе после чьей-либо неудачи. Это один из признаков токсичного сотрудника, который видит возможность подняться на новый уровень или заслужить благосклонность руководителя после чьего-либо промаха. Когда кто-то радуется неудачам и несчастью других, вы имеете дело с токсичным коллегой.

У каждого человека есть свои недостатки. Токсичные люди обладают талантом выявлять худшее в других людях. Общаясь с токсичным коллегой, вы начинаете принимать опрометчивые, несправедливые решения, а через какое-то время начнете от этого страдать, понимая, что действовали неправильно. Проанализируйте ситуацию, определите, кто вас подталкивал к таким действиям, и постарайтесь дистанцироваться.

Вывод

В подавляющем большинстве случаев переделать токсичного сотрудника невозможно, поэтому главная стратегия — это все-таки не дать себя использовать, отстаивать свои границы. В конце концов спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Конечно, в ряде случаев можно прибегнуть к помощи руководства и избавляться от таких людей, но свято место пусто не бывает, поэтому рассчитывайте на собственные силы.