Существует множество факторов, которые удерживают человека на работе. Зачастую на ум приходит размер заработной платы. Но на самом деле зарплата является ключевой тогда, когда человек находится в самом низу пирамиды Маслоу, т.е. физиологических потребностей. Если сотрудник находится выше, то на него влияют совершенно другие факторы. Вы, наверное, часто встречали в объявлениях о вакансии словосочетание «дружный коллектив». И хотя это вызывает улыбку (не все рекрутеры обладают навыком описания вакансии), скажу, что психологическая атмосфера в команде и компании в целом очень важна, тем более в такие сложные времена, как сейчас.
Я хочу поделиться мыслями о так называемых токсичных сотрудниках. Такой человек всегда есть в компании, и он обязательно будет выводить окружающих из равновесия, отравлять существование. Вы забудете о хорошей зарплате, бонусах, перестанете получать удовлетворение от работы и т.д. Можно поменять работу, но, как я уже сказал, эту роль обязательно кто-то на себя берет, куда бы вы ни пошли работать, поэтому есть смысл подумать, как правильно реагировать.
Я вспоминаю свою службу в армии, у нас в роте тоже был токсичный «воин». Донимал он всех, дошел и до меня, но после лобового столкновения «фронт стабилизировался». Увы, в корпоративной жизни не всегда можно решить вопрос кулаками.
Итак, попытаемся определить, как себя проявляет токсичный сотрудник и как на это реагировать.
- Распространение слухов и сплетен
В 2006 году я познакомился с профессором Университета Виктория из Новой Зеландии Жанетт Холмс. Она специалист по коммуникациям, в интервью рассказала мне о важности small talk на работе. Но когда в small talk преобладает негатив, то перед вами токсичный человек. Что делать? Ни в коем случае не поддерживайте подобный разговор, а еще лучше посоветуйте искать в людях хорошее.
- Публичные оскорбления
Шептать гадости на ухо плохо, но еще хуже, если это происходит публично. Конечно, можно попытаться сразу поставить человека на место, действуя незамедлительно в ответ, но это будет иметь краткосрочный эффект. Лучшая стратегия — переварить и оценить ситуацию, прежде чем реагировать. Затем спокойно заявить о несогласии и предложить решение. Если случай очень запущенный, то привлечь руководство.
- Чрезмерный трёп
К токсичным можно причислить сотрудника, который приходит на работу со своими личными проблемами и делится ими, не реагируя на намеки, что пора замолчать и приступить к работе. Как с таким себя вести? Лучшая стратегия — дистанцироваться.
- Лучшая оборона — это нападение
Если вы не можете держаться подальше от токсичного коллеги, можно действовать проактивно. Нет-нет, я не призываю гнобить его в ответ, я предлагаю оказывать ему помощь, ведь люди не рождаются токсичными. Это непросто, не каждый способен на это, но если коммуникационный навык ваш конек, если вы позитивный человек, то можно попробовать. Отмалчиваться — это не всегда хорошая стратегия.
- Фолловеры
Обычно токсичный человек не обладает харизмой, но при этом служит магнитом для всех недовольных. Такая ситуация крайне опасна для компании, поскольку негативные настроения охватывают все больше сотрудников. Когда у токсичного сотрудника появляются многочисленные последователи, то они становятся силой, с которой нужно считаться. В такой ситуации крайне важно держаться на расстоянии от этого человека и его последователей, ограничивая взаимодействие только при необходимости.
- Эгоизм
Токсичный сотрудник крайне эгоистичен, он думает только о своих выгодах, при этом часто маскирует свои корыстные помыслы, якобы действуя в интересах команды. Он присваивает себе заслуги в работе других и интересуется всем, что можно использовать в своих интересах (например, льстит ключевым сотрудникам). Не стоит поддаваться лести, какой бы приятной она ни была: вы лишь средство в руках токсичного человека.
- Хождение по головам
Обращайте внимание на тех, кто продвигается по службе после чьей-либо неудачи. Это один из признаков токсичного сотрудника, который видит возможность подняться на новый уровень или заслужить благосклонность руководителя после чьего-либо промаха. Когда кто-то радуется неудачам и несчастью других, вы имеете дело с токсичным коллегой.
У каждого человека есть свои недостатки. Токсичные люди обладают талантом выявлять худшее в других людях. Общаясь с токсичным коллегой, вы начинаете принимать опрометчивые, несправедливые решения, а через какое-то время начнете от этого страдать, понимая, что действовали неправильно. Проанализируйте ситуацию, определите, кто вас подталкивал к таким действиям, и постарайтесь дистанцироваться.
Вывод
В подавляющем большинстве случаев переделать токсичного сотрудника невозможно, поэтому главная стратегия — это все-таки не дать себя использовать, отстаивать свои границы. В конце концов спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Конечно, в ряде случаев можно прибегнуть к помощи руководства и избавляться от таких людей, но свято место пусто не бывает, поэтому рассчитывайте на собственные силы.