Вы готовы отправить резюме в компанию, где вам ранее отказали?

Вы готовы отправить резюме в компанию, где вам ранее отказали?

Екатерина ЛИТВИНКО, HRD ГК «Промсвязьдеталь», провела в социальных сетях опрос. Результатами она поделилась в интервью с главным редактором журнала «Отдел кадров» Валерием КИЧКАЕВЫМ. Специально для корпоративного блога Praca.by.

— Екатерина, вы недавно провели на различных площадках в социальных сетях небольшое исследование, в частности задали вопрос: «Если вам отказали в трудоустройстве, вы отправите свое резюме в эту же компанию когда-нибудь снова?». Почему именно такой вопрос?

— Валерий, спасибо за внимание к данной теме. Я считаю, что этот вопрос очень актуален, поскольку на рынке труда заметен отток кандидатов (кто-то переезжает, кто-то подумывает о смене работы) и возрастает конкуренция. Также часто встречаются жалобы со стороны кандидатов, что не дали обратную связь, пропали.

— Сколько человек приняло участие и что это за аудитория?

— Опрос проводился на трех площадках (Linkedin, Facebook, Instagram), охват получился более 41 900 человек, проголосовало 3132 человека. Аудитория очень разная: разработчики, эйчары, бизнес-тренеры, бухгалтеры, руководители среднего и высшего звена. Не было какой-то четкой целевой аудитории, принимали участие все, кто желал.

— Была у вас рабочая гипотеза?

— Да. Большая часть кандидатов, которые проходили интервью в компании и не были приняты на работу, больше не будут рассматривать вакансии в этой же компании и отправлять туда резюме.

 

— Каковы его результаты?

— Результаты получились довольно интересными. Вариант «Да» выбрало подавляющее большинство (1773 человека), то есть эти люди готовы еще раз отправить свое резюме в компанию, но при условии корректной обратной связи, то есть отказ должен быть внятным и персонализированным (какие компетенции подтянуть, почему выбрали другого кандидата).

— То есть можно говорить о том, что компания гарантированно получит резюме?

— Да. Еще больше вероятность повышается, если речь идет о крупной компании, в которой быстрее происходят различные изменения.

Вариант «Нет» выбрали 673 человек. Они считают, что дважды в одну реку не войдешь. «Не проскочила искра, значит, не твое». Среди этой категории обнаружились люди, у которых компания по собственной инициативе отзывала свой оффер — они точно больше не отправят резюме в данную компанию.

Вариант «Сложно сказать» выбрали 645 человек. Некоторые участники опроса поделились своими историями о том, как компании проявляли инициативу и сами приглашали ранее отвергнутых.

— И как реагировали отвергнутые?

— По-разному. Кто-то соглашался поучаствовать в конкурсе, кто-то нет, кого-то брали на работу, а кому-то снова отказывали. В общем и целом эта категория предлагала «не рубить с плеча» при решении вопроса.

Была еще немногочисленная категория — 41 человек выбрал «Свой вариант». Здесь люди делились своими историями. В основном о том, что компании сами спустя какое-то время выходили на связь и приглашали на встречу.

— В целом понятно. Но о чем говорят итоги?

— Итог понятен: если упустили подходящего кандидата, то есть шанс его снова увидеть и уже пригласить в компанию, если действовать адекватно. И наоборот: если обратную связь не давали, то с большой вероятностью часть кандидатов точно больше не придет в вашу компанию. При этом, если объединить сомневающихся и тех, кто однозначно дал ответ «Нет», то это уже 1318 человек, или 42 %. Для закрытия вакансии это уже существенное сужение воронки потенциальных кандидатов.

— Какие еще выводы напрашиваются?

— Некоторые участники отмечали, что репутация компании имеет важное значение. Это говорит о том, что необходимо активно использовать EVP и развивать бренд компании как работодателя.

Некоторые участники опроса готовы поучаствовать в конкурсе снова после года или больше в надежде, что сменится рекрутер/руководство. К этому времени и сам кандидат изменится, возможно, общение будет более продуктивным. В этом случае для HR-а или рекрутера вывод напрашивается следующий: если кандидат ранее проходил по одной из вакансий, не стоит отбраковывать его по прошлому, давайте смотреть в настоящее.

— И я, и вы знаем, что кандидаты уже многие лета проклинают HR-ов за отсутствие вот этой самой обратной связи. Это огромный аванс со стороны кандидатов говорить, что если будет адекватная обратная связь, тогда мы еще раз попробуем? Или ситуация настолько улучшилась в этом вопросе и HR-ы стали давать фидбек?

— Думаю, что многое изменилось — и процессы в компаниях, и кандидаты. Многие компании стали автоматизировать обратную связь с кандидатами с помощью ПО, job-сайтов. Также у большинства рекрутеров появились дополнительные источники коммуникаций в виде мессенджеров на случай, если не дозвонились до кандидата. И менеджмент компаний сделал шаг вперед в сторону большей осознанности при работе с кандидатами и старается не затягивать с обратной связью. Сейчас достаточно много сайтов, на которых соискатели могут оставить отзыв о компании, и рано или поздно негативный отзыв может сыграть против компании.

Сегодняшние соискатели понимают, что идеальных компаний не бывает, при этом есть кандидаты, которые желают работать только в конкретной сфере (например, FMCG или банки), а количество компаний в данной сфере сильно ограничено, поэтому иногда можно на что-то незначительное закрыть глаза.

— Вы сказали, что HR-ам или рекрутерам не стоит отбраковывать «по прошлому». Это ваше мнение, а разделяют его коллеги, с которыми вы общаетесь? Каковы настроения?

— Поведение сотрудника каждой компании зависит от многих факторов, но прежде всего от корпоративной культуры и стратегии компании. Если корпоративная культура предлагает равные возможности всем, то это же будет транслироваться и на кандидатов. Если HR-стратегия направлена на привлечение и удержание талантов, то сколько раз кандидат ни подавал бы свое резюме, его всегда будут рассматривать и давать обратную связь.

Часто начинающие HR-специалисты упускают важное, но незначимое, на их взгляд. Например, начинающие рекрутеры могут не до конца разобраться в функционале, который написан у кандидата в резюме, и отказать. Или увидеть «хвост» обращений кандидата в компанию и решить, что кандидат настолько некомпетентный, что до сих пор не трудоустроился, и на основании этого отказать.

При этом есть ряд кандидатов, которым компания ранее отказывала на основании soft skills или потому, что не подходят под корпоративную культуру или ценности. Тогда кандидатам сложнее будет найти работу в данной компании, особенно в ближайшей перспективе, так как если не совпадают ценности с компанией, стили коммуникаций и так далее, то чаще всего получается негативный опыт сотрудничества.

Мне кажется, что в моем окружении все больше прогрессивных HRD и руководителей отдела подбора персонала, поэтому верю в то, что случаи, когда кандидату отказывают только по факту повторного обращения, — это скорее редкое исключение, нежели правило.

— Кандидаты, которые не отправят резюме повторно, — это безвозвратно утерянный человеческий ресурс?

— За этих кандидатов в будущем придется побороться с другими компаниями, но думаю, что часть кандидатов уже навсегда потеряна. Поэтому лучше уже сейчас проактивно сопровождать каждого кандидата с прицелом на будущее, а не только на закрытие потребности «здесь и сейчас».

[1] EVP (employment value proposition) — набор преимуществ, который компания как работодатель предлагает соискателю или сотрудникам