Объявления о вакансии могут многое рассказать кандидату о том, что его ждет в компании. В Сети регулярно появляются результаты опросов, в которых рассказывают о том, на что следует обратить внимание в объявлении и таким образом избавить себя от дальнейших шагов (отправки резюме, участия в собеседовании и попадания на работу туда, где лучше не работать). Конечно, есть категория людей, которым нужно увидеть все собственными глазами, непосредственно окунуться в… процесс, при этом они рассуждают так: «Мало ли что написали в объявлении, возможно, не все так плохо». Не стоит осуждать такую стратегию, тем более если человеку крайне необходима работа. Но если у вас не горит, вы при деле и изучаете рынок, хотите найти более достойную работу, то вот вам несколько «красных флажков», на которые стоит обратить внимание в объявлении.
Итак, недавно мне попались результаты одного из опросов кандидатов на эту тему, в котором отмечены девять «красных флажков», которые я попробую прокомментировать.
Не указан диапазон заработной платы
Этот пункт оказался самым популярным. Заметьте, речь даже не идет о том, указывать зарплату в объявлении или нет, хотя в Сети до сих пор полно объявлений в стиле «зарплата по результатам собеседования». Тем, кто такое пишет, стоит задуматься о том, что вы существенно сокращаете количество желающих откликнуться. Лучше всего указать диапазон. Это рекомендуют делать и во время обсуждения зарплаты на собеседовании.
Низкий базовый оклад
Здесь особо нечего комментировать. Конечно, уж лучше так, чем вообще ничего не указывать и надеяться, что во время собеседования получится убедить кандидата. Ну а так можно порекомендовать компании изучить рынок и как-то скорректировать цифру, если есть желание найти приемлемого специалиста.
Требования к опыту работы слишком высоки для данной должности
Известная беда рекрутеров — это поиск некоего идеального кандидата. И вакансия обрастает какими-то невероятными требованиями. Центральное место занимает обычно опыт работы, и рекрутеры на всякий случай еще добавляют годик-другой. Кандидаты тоже об этом знают, часто не обращают внимания на подобные манипуляции и, не имея требуемого опыта, все равно откликаются, а потом рекрутеры возмущаются, обвиняя кандидатов в неадекватности. Самые ушлые кандидаты без стеснения добавляют себе недостающий опыт, и иногда это прокатывает. Ну а самые честные кандидаты проходят мимо. Поэтому не надо добавлять лишнего в объявление, более того, стоит рассмотреть тех кандидатов, которые не дотягивают до требований, в первую очередь тех, которые не являются ключевыми.
Оплата привязана к опыту работы
С одной стороны, логично, что оплата должна коррелировать с опытом: больше опыта — больше зарплата. Но в современной жизни все не так просто. Во-первых, не любой опыт сейчас — это хорошо, он порой может даже мешать в нашем изменчивом мире. Во-вторых, полно молодых и амбициозных, которые добиваются успеха при минимальном опыте, так что не стоит напрямую связывать опыт и оплату.
Орфографические и грамматические ошибки
В этом пункте все просто: ошибки, конечно же, отталкивают от любого объявления. Я, например, вообще прохожу мимо любых объявлений, где есть вопиющие ошибки. Спасает такие объявления только одно — безграмотность некоторых кандидатов, которые просто не замечают ошибок. Если компания рассчитывает на таких, то нет проблем.
Длинный список квалификационных требований
Объявление о вакансии должно цеплять и быть читабельным. В эпоху Интернета лонгриды никому не нужны, они только отталкивают. Вакансию надо уметь упаковать и продать, в т.ч. за счет цепляющего описания, а детально требования можно обсудить во время телефонного интервью или непосредственно в офисе.
Отсутствие упоминания об оплачиваемом отпуске и оплачиваемом отпуске по болезни
Иногда в объявлениях можно встретить пункт «социальный пакет». Ошибочно считается, что сюда включены отпуска и больничные. Однако это неправильно, их следует причислить к социальным гарантиям, которые работодатель обязан предоставить. А социальный пакет — это все, что свыше гарантий трудового законодательства и что компания предоставляет по собственной воле, чтобы привлечь кандидатов. Казалось бы, если работодатель обязан предоставлять что-то по закону, то зачем об этом писать? Опрос показывает, что стоит об этом упомянуть, хотя бы потому, что еще встречаются компании, которые работают, нарушая закон.
Упоминание о работе в выходные дни
Я, например, встречал такое редко, но раз исследователи это отметили, значит, такое явление существует. С одной стороны, это выглядит как честность со стороны работодателя, а что с другой? Такая честность, очевидно, не очень привлекательна в век, когда мы регулярно вспоминаем о work-life balance.
Слишком много раундов
С этим пунктом я согласен на 100 % и неоднократно писал о том, что чем меньше раундов подбора, тем лучше, причем для обеих сторон. Для компании это возможность быстрее закрыть вакансию, при этом не надо беспокоиться, что качество рекрутинга ухудшится. Количество этапов отталкивает в т.ч. и лучших кандидатов, и высока вероятность, что они просто уйдут туда, где им быстрее предложат работу. Кроме того, ошибок в рекрутинге все равно не избежать, для этого существует испытательный срок, который их выявит. Многое также зависит и от онбординга: если он есть, то и новичок приживется, ведь учат же медведей ездить на велосипеде.