Несмотря на то что HR-эксперты частенько критикуют интервью (особенно неструктурированное интервью), оно по-прежнему является ключевым инструментом в работе рекрутера, HR-а, нанимающего менеджера. Поэтому любому кандидату, неважно, опытному или еще совсем зеленому, стоит подготовиться к нему.
Хорошая подготовка повысит уверенность (и кислотно-щелочной баланс), а также гарантирует, что вы произведете неизгладимое впечатление на интервьюера (вернее, почти гарантирует). Даже если подготовка не поможет пройти интервью с первого раза, возможно, это сработает в следующий раз и для другой компании. Мне известны примеры, когда люди, даже не находясь в активном поиске работы, время от времени просто ходят на интервью, чтобы держать себя в тонусе и не потерять навык прохождения. Конечно, это сопряжено с определенными трудностями и даже рисками, ведь если в компании об этом узнают, потом поди докажи, что ты вовсе не собирался делать ноги, тебя все устраивает, а на интервью ходишь для саморазвития. Да и найти для этого время не всегда просто, когда у тебя есть работа. Тем не менее можно практиковать и такой метод, хотя современные технологии позволяют сделать подобную практику куда менее затратной. Вот несколько советов кандидату в рамках подготовки к интервью.
-
Проанализируйте объявление о вакансии
Всегда внимательно читайте текст объявления о вакансии. Оно хотя и не всегда, но тем не менее дает понять в общих чертах, чего компания хочет от кандидата. Обратите внимание на скилы, которые они ищут. Затем продумайте свою речь для интервью, в которой вы сможете подчеркнуть именно те скилы, которые востребованы компанией.
-
Исследуйте компанию
Перед тем как участвовать в интервью, неплохо получить детальное представление о компании, в которой вы хотите работать. Это не только поможет подготовить ответы на возможные вопросы во время интервью, но также сориентирует вас в плане того, какие вопросы задать интервьюеру. Некоторые компании целенаправленно готовят различные материалы, чтобы привлечь кандидатов, рассказывая о корпоративной культуре и ценностях. Используйте эту информацию, чтобы сформулировать как ответы на вероятные вопросы, так и собственные вопросы. Сам факт, что компания заботится о бренде работодателя, уже многое значит, однако надо понимать, что это все же самореклама, и не факт, что предлагаемая информация совпадает с реальностью. Поэтому неплохо пошерстить Интернет в поисках отзывов бывших работников, в т.ч. на специализированных ресурсах. Возможно, вообще пропадет желание участвовать в интервью.
-
Используйте свои связи
Если у вас знакомый в компании, где вы планируете участвовать в интервью, то этим надо пользоваться. Спросите у него, что может помочь прохождению собеседования, какие виды интервью практикует компания, кто ведет вакансию и т.д.
-
Определите тип интервью
Существуют разные типы интервью. Если вы вдруг знаете, какой тип интервью вам предстоит, — это очень хорошо, но так бывает не всегда, поэтому нужно знать разновидности, изучить особенности каждого вида интервью и действовать по ситуации. Одно время популярными были стресс-интервью, сейчас реже, но тем не менее важно держать в голове, что с тобой говорят жестко не из-за отсутствия культуры, а намеренно проверяя стрессоустойчивость. Или, например, иногда компании практикуют панельное интервью — это когда интервьюеров одновременно несколько. Есть мнение, что панельное интервью приравнено к расстрелу. В некотором смысле оно похоже на стресс-интервью, его используют как прекрасную возможность для того, чтобы посмотреть на реакцию кандидата, находящегося под давлением. Главная ловушка, в которую кандидаты попадают во время подобного интервью, — это акцент на одном интервьюере, который, например, сидит в центре, или на том, кто больше всего говорит или наиболее располагает. По факту тихий интервьюер, делающий заметки, оказывается ключевым. Поэтому лучшая стратегия — обращайте внимание на всех, а для этого ведите себя проактивно и старайтесь обращаться ко всем со своими вопросами. Это, вообще-то, заслуживает отдельной темы, я напишу об этом, поскольку сам участвовал с разных сторон.
-
Попрактикуйтесь в интервью
Теоретические знания и понимание каждого вида интервью — это хорошо, но без практики не обойтись. Как ее можно приобрести? Как я уже написал, некоторые просто находят время и ходят на интервью, при этом у них нет цели получить работу (кстати, некоторые рекрутеры порой раскусывают таких соискателей). Здорово, если у вас есть знакомый рекрутер, или HR, или специалист с опытом проведения интервью — договаривайтесь и практикуйтесь. Если таковых нет, то используйте для этих целей друзей и родственников — это лучше, чем ничего. Всегда просите фидбек, чтобы проанализировать проделанную работу и внести коррективы.