Сегодня хотим познакомить Вас с авторами необычных летающих подвесных птичек. Мастерская “Под крылом” @masterskaya_pod_krylom – это семейный проект из Минска.
Дима — главный творец и создатель, ему помогает жена Юля, она же отвечает за продвижение и общение с клиентами. А их сыночек Ваня — главный вдохновитель и тестировщик.
Как зародилась идея создания Ваших птичек и как давно это было?
Юля: «Ой, идея создания наших летающих изделий уходит в 2016, уже получается пять лет прошло с тех пор, как мы вместе (улыбается). Случайно увидели похожую птичку в сувенирном магазине Котора, точнее Дима увидел, она висела под самым потолком, пыльная и, судя по всему, никто её не замечал. Нас ждала, не иначе. Ну и Дима говорит: «Смотри!». Дёрнул за шнурок и тут, собственно, началась магия (смеётся).
Уже по возвращению домой муж выдал: «Давай я попробую сам такое сделать». Дурачок, не знал тогда, во что ввязывается (улыбается), со стороны сделать такое изделие, казалось, проще. Хотя, откровенно говоря, в его способностях я никогда не сомневалась. Димка парень с руками, вырос в своем доме, отцу с детства помогал в строительстве, часто нужно было много всего делать и на земле, и в доме, всё-таки это совсем не квартира. Поэтому сомнений в том, что у него получится, не было, руки точно росли из нужного места. Скорее было удивление, что это 100% творческий проект, а по творчеству в семье всегда больше я была, а тут Дима (улыбается). Дальше несколько лет ушло просто на переваривание и принятие того факта, что эти летающие изделия могут быть ещё кому-то интересны и нужны.
Мы постоянно занимались птичками, добавляли новые виды, цвета и технология совершенствовалась. Точнее, Дима всем этим занимался. А я по профессии маркетолог, присоединилась к нему уже во время декрета (улыбается). Сначала было сложно определиться с материалами, как-что лучше сделать, чтобы птичка была крепкой, чтобы не ломалась. Хотя, конечно, понятно что не из железа, но всё-таки изделие в нашем понимании должно было быть максимально качественным и прочным. Птицы отправлялись к родственникам, друзьям, там проходили тест-драйв, мы получали обратную связь и улучшали, заменяли по возможности. То есть в общей сложности только на оттачивание технологии и улучшайзинг (смеётся) ушло 3 года и до сих пор ищем и пробуем разные варианты.
В самом начале отдавали изделия под реализацию в сувенирные магазины. Но это все равно было совсем не то ощущение, когда ты напрямую контактируешь с клиентом. И мы полностью ушли от этого. Я до сих пор помню тот этап, когда я уже была в декрете, мне не терпелось скорее что-то с этими птичками сделать, я чувствовала в них огромный потенциал, ведь изделие на самом деле безумно душевное. И на тот момент качество исполнения тоже было соответствующее. У Димы были большие сомнения, что этим проектом можно заменить основную работу и не оставаться голодными (смеётся). В целом, сомнения эти были не безосновательны, работы действительно стало намного больше, больше ответственности, как и расходов, но все же я до сих пор также верю и чувствую, что мы идём вперёд, при этом занимаясь делом, которое нам искренне нравится.»
Расскажите пожалуйста про самое первое Ваше творение.
Дима: «Здесь скорее хочется рассказать о концепции нашей мастерской, имеется в виду создание изделий, подчиненных общему стилю. По сути, срисовать с монитора птицу может любой, нам же хотелось выработать свой авторский почерк, отличающий наши изделия.»
Юля: «И так мы пришли к тому, что нам близок минимализм и лаконичность. Все наши птицы без лишних деталей и элементов, но в то же время они полностью узнаваемы. И создавая каждое изделие много энергии тратится на определение границ этого минимализма, то есть баланса между перегруженностью деталями и их недостатком.»
Был ли до этого опыт работы с деревом? Всё ли сразу получалось? Или с какими трудностями сталкивались?
Дима: «Как такового опыта работы с деревом не было, только на бытовом уровне. Не было среди знакомых и опытных людей, наставников, которые могли бы направить в нужную сторону, поэтому только методом проб и ошибок двигались, так сказать, наощупь. С препятствиями сталкивался практически на каждом этапе работ. В самых первых птицах крылья делались из мдф, которая, как выяснилось впоследствии, очень хрупкая. Заменили на фанеру. А я уже около 200 крыльев вручную выпилил, они вот так до сих пор и лежат, полёта уже не дождутся (смеётся). Краску вначале купил обычную масляную, так как на тот момент в красках вообще не разбирался. Она жутко воняла, вроде бы все остальное было ничего, но спустя какое-то время она просто пожелтела, а к таким вещам заранее сложно подготовиться. Поэтому стал искать другой вариант, интересоваться, почему так произошло. Так постепенно пришёл к краске без запаха, конечно, не изменяющую оттенок, и более экологичную. Вместо лески использовал обычную капроновую нитку. Сейчас же у нас леска, которая незаметна и больше погружает в ощущение полёта.
В целом таких нюансов было очень много. Сейчас, если сравнить с первой птицей, это совсем разные изделия. Даже если брать птиц, которые были нами сделаны пару лет назад, мы далеко продвинулись вперёд. Стали использовать другие материалы, которые значительно повысили качество. Некоторые нюансы можно выяснить только опытным путём. Мы не стоим на месте и постоянно развиваемся.»
Юля: «У Димы есть сильный перфекционизм, аккуратность и педантичность, которые и позволили добиться результата. Признаюсь, даже мне поначалу казалось, что он много времени, которого и так нет, уделяет качеству. Я считала, что не обязательно, чтобы изделие было уж слишком идеальным, это же ручная работа. Но сейчас я признаю, что ошибалась. Именно качество изделий нам обеспечивает сильное преимущество. Покупатели видят и замечают исполнение.
У меня есть определенные переживания, что Клиент приобретёт птичку и у него что-то сломается. А он, скажем так, постесняется сообщить нам и будет тихо расстраиваться сам. Наши изделия делают не роботы, поэтому я допускаю возможность ошибок, и, если что-то сломается по чьей-либо вине, всегда можно к нам обратиться, и мы починим птичку, заменим крыло или туловище. Нам важно, чтобы Клиенты обращались к нам в таких случаях.»
Как много времени занимает процесс создания одной птицы?
Юля: «Сложно ответить на этот вопрос, так мы не делаем по одной птице, мы делаем их небольшими партиями, разделяя работы. Это значительно экономит время. Много этапов шлифовки до покраски самого дерева, сама покраска в 2 слоя грунтовки, и 3 слоя краски с промежуточной шлифовкой. Это долгий и трудоемкий процесс. И это мы забываем про сборку и балансировку.»
Дима: «Тебе нужно куску фанеры сначала придать форму, затем довести эту форму до идеального состояния через ту же шлифовку, например, которая, как этап работ вообще не бросается в глаза, но при этом занимает львиную долю времени и именно благодаря ей изделие и выглядит в результате таким качественным. Только сборка одной птички, которая составляет процентов 10 от всего процесса изготовления, занимает около 30-40 минут.»
На кого больше ориентированы Ваши изделия, для взрослых или для детей?
Юля: «Самое интересное, что, когда Дима начинал делать птичек, у нас ещё не было сына и мы видели эти изделия только как предмет интерьера с приятным эффектом антистресса. И даже с появлением ребёнка до нас не дошло, ещё не было инстинкта автоматически применять и примерять все к детям (смеётся). Только попав на «Млын», мы увидели реакцию детей и родителей. А со временем стало понятно, что около 60% клиентов наши изделия воспринимают не иначе как детскую игрушку. Да я уже и сама понимаю, что в эпоху трансформеров/ боевиков/ гаджетов разве может быть что-то прекраснее летающей над твоим малышом птицы. Реакция взрослых, которым дарят птичку, непередаваема. Что уж говорить, мужчины кайфуют, которые приобретают птичек у нас для себя.»
Что стало стартовой площадкой для развития и продвижения Вашего дела?
Дима: «Стартовой площадкой однозначно стала выставка белорусских мастеров «Млын». Нами было сделано определенное количество птиц для выставки, создан и наполнен Инстаграм, куда можно вести заинтересованных людей, придумано название и упаковка, минимально продуман стенд. Хотя за день до выставки оказалось, что плохо продуман (смеётся).»
Юля: «Мы сразу для себя определили, что отдаём птицам полноценных полгода жизни для подготовки к выставке, приходим туда и оцениваем результат: нравится — идём дальше. Нет (задумалась). Наверное, на «нет» не настраивались, переживали, но верили в лучшее. Сейчас вспоминаю, как уже длительное время готовились к выставке и пришло время подавать заявку, а оказалось, что туда ещё не всех берут, нужно пройти отбор (улыбается). Вот тогда было действительно страшно, что все закончится даже не начавшись.»
Где можно купить Ваши изделия?
Дима: «На данный момент для белорусской аудитории магазин только в инстаграме. В целом, сегодня это огромная площадка для продаж с массой вариантов для продвижения.»
Сколько птичек у Вашего сына Вани?
Юля: «У нашего Вани уже произошла профдеформация (смеётся). Он слишком часто видит птичек у нас дома и бывает в мастерской. Ему уже интересно скорее, как они делаются, какой инструмент для чего. А ещё он понимает, что птички отнимают у родителей много времени и вместо того, чтобы играть с ним, мы заняты ими. Но каждое новое изделие обязательно «проходит» через сына. Мне кажется, ещё чуток подрастёт и точно будет в подмастерьях, найдём ему работу»
Дима: «Когда готовились к первой выставке, принесли Ване птичку, отдали и смотрели, что с ней будет. Ваня тогда был ещё маленький, носил ее везде, стучал ей. У нас только хвост отломался об стену (смеётся).»
Приносит ли Ваш творческий бизнес желаемый доход или хотелось бы больше? Или что нужно изменить для того, чтобы доход увеличился?
Юля: «Основная проблема для Беларуси в том, что мало ценится ручная работа. В Инстаграме я с этим сталкиваюсь мало, но на выставке заметила, что люди пытаются подсчитать стоимость материалов, но не работ. На всякий случай, для тех, кто будет читать интервью, поясню. Это дело не наше хобби, это наше основное занятие, работа, если хотите. Мы заняты мастерской с утра до позднего вечера, иногда и ночи, иногда вообще без выходных. Птичек своих мы делаем на совесть, владельцы подтвердят:) Из тех денег, которые мы получаем от продаж, нужно оплатить аренду, материалы, упаковку, сюда же идёт амортизация оборудования. Делать изделия дома на данном этапе невозможно, очень много пыли, сильный запах краски и мало места. Объективно на данный момент я считаю, что стоимость наших изделий занижена. Но хочется, чтобы продукт был доступен для клиентов. Нас очень вдохновляет само дело, которым мы занимаемся и вместе с тем, особенно, когда очень устал, хочется и материальной оценки своего труда.»