Интервью с блогером @zhadeeva

Ольга Жадеева @zhadeeva – эксперт моды, fashion-журналист, создатель и главный редактор портала о белорусской моде pret-a-portal.by, мама пятерых детей, блогер с аудиторией 26 тысяч подписчиков.

В своём блоге Ольга делится своими радостями и честно рассказывает о трудностях, пишет посты про семью, детей и моду. Посты длинные, но их обязательно дочитывают до конца. В интервью с Ольгой мы поговорили про журналистику, моду и SMM.

Ольга, расскажите, пожалуйста, какое у Вас образование? Это был Ваш осознанный выбор?

Я закончила журфак БГУ.

До этого я училась в политехническом лицее, поступила на автотракторный факультет БНТУ. Это был выбор родителей, которые переживали, что дочь с явными гуманитарными способностями закончит филфак и пойдёт работать в школу. В 90-е это было так себе перспективой. А политех, как казалось, открывает другие пути — работу в логистических компаниях, как вариант. Учиться было очень тяжело и ещё тяжелее было морально: не складывались отношения с одногруппниками, преподаватели позволяли обидные намеки, что такие как я в ВУЗы идут не учиться, а искать женихов…

В общем, всё подсказывало: неправильный выбран путь. Я начала готовиться к поступлению на журфак, прекрасно сдала экзамены и была счастлива все 5 лет учебы в БГУ.

Где и кем Вы работали после университета? Нравилось ли?

Ещё на 3 курсе университета я попала в информационное агентство Интерфакс: вначале на стажировку, потом в штат. Это лучшая школа для журналиста: формат работы в информагентстве предполагает максимальную оперативность в сборе, обработке и передаче информации. Для этого нужно обладать высокой грамотностью, широким кругозором, умением быстро ориентироваться на местности и писать на коленке. Я попала в политический отдел, была аккредитована в палате представителей, освещала работу законодательного органа, брала комментарии по актуальным вопросам. Нравилось — не то слово! В 20 с маленьким хвостиком я ощущала себя опытным журналистом, перед которым открывались все двери.

Жалели ли когда-нибудь, что выбрали путь журналиста?

Нет, пожалуй… Я считаю, что работа журналиста не ограничивается СМИ, можно переформатироваться: пресс-службы, пиар, коммуникации, реклама, маркетинг — это всё смежные области, а навыки работы журналистом дают много возможностей в разных областях.

Как Вы считаете, какими качествами должен обладать журналист, чтобы стать успешным в своём деле?

Хороший уровень грамотности, высокий интеллект, креативность и коммуникабельность. Очень часто успех в журналистике зависит от круга профессиональных контактов: чем он шире, тем больше возможности для создания интересных материалов, интервью и комментариев.

Хотелось бы узнать про то, как зарождался Ваш проект pret-a-portal.by. Как обстоят дела сейчас?

Идея возникла во время одного из моих декретов, когда я вначале начала интересоваться модой, потом ее изучать, затем о ней писать. К политике я уже тогда охладела, а фэшн-журналистика была для меня глотком свежего воздуха. Я вначале вела колонки о моде в нескольких изданиях, потом изучила опыт соседей — Украина, Россия. Поняла, что у них вовсю возникают и развиваются тематические онлайн-издания о моде, а у нас нет. В 2011 году начала работу над проектом pretaportal, в феврале 2012 его запустила. Скоро ему 10 лет! Он функционирует, но не в том объёме, как хотелось бы, все же период не самый простой как для fashion, так и для журналистики.

Жив ли интерес к моде у белорусов?

Жив, конечно, но мода сейчас, как говорится по-белорусски, у заняпадзе. Я верю, что будет ее ренессанс, и это произойдёт не в самом далёком будущем.

Ольга, а как Вы пришли в Instagram? Стать блогером было целью или это получилось само собой?

Я была блогером и до Инстаграма, я вела страничку в ЖЖ. Многие мои подписчики, кстати, помнят меня с тех времён, это очень приятно. Я завела аккаунт в Инстаграм в начале 2013 года, у меня только-только родилась Стефания, 4 ребёнок. Помню первый пост: фото шампуня и бальзама для волос с какими-то мутными фильтрами. (смеётся)

О чем пишите в своём блоге?

Некоторое время назад было страшно модно распаковывать свою экспертность, определять нишу и писать в блоге полезности на определенную тему. Я этот тренд проигнорировала, мне ближе формат дневника: пишу о том, что происходит в моей жизни, о своих радостях и переживаниях, выкладываю фотографии, сохраняю на память забавные высказывания и выходки детей. Есть у меня и обзоры косметики, одежды, рекомендации, в том числе рекламные интеграции.

Насколько нам известно, помимо собственного блога, Вы также продвигаете бренды как SMM-специалист. Расскажите подробнее, что именно Вы делаете, что входит в Ваши обязанности, с кем сотрудничаете.

У меня также есть опыт собственника бизнеса, в течение 4 лет я была совладелицей мультибрендового магазина белорусских дизайнеров. Проект создавался с минимальным бюджетом своими силами, всё делали сами. Аккаунт вела в качестве допнагрузки я сама, с 0 до 20 тыс живой аудитории без гивов и таргета, чистая органика и источник трафика для магазина в почти непроходном месте. С партнёром мы разошлись по ряду причин, но мой опыт журналиста, организатора мероприятий и совладельца магазина дали мне отличный бэкграунд. Это позволяет мне заниматься продвижением брендов в сфере fashion. У меня интересный кейс с брендом O bag, я помогала выводить его на белорусский рынок, сотрудничаю с очень перспективным брендом базовой одежды PAR. Обязанности зависят от стратегии бренда, в каждом случае они определяются исходя из его целей и задач.

Сейчас тема SMM очень развивается. И многие направились постигать азы этой новой профессии. Как Вы считаете, как долго еще тема останется актуальной и востребованной?

Очевидно, что социальные сети — очень эффективный канал прямого взаимодействия с целевой аудиторией, и он с нами надолго. Инстаграм это будет, тикток или пока неизвестные нам площадки — это уже детали.

Как Вы думаете, любой человек может стать SMM-щиком или нужны определенные навыки, склонности.

Сейчас большое количество курсов, которые готовят множество специалистов буквально за месяц! И пусть лучше это будут смм-щики , чем, скажем, психологи или массажисты (улыбается). Чисто технически подбирать картинки в одной стилистике и писать к ним небольшие тексты может кто угодно. Но если бренд либо компания ставят перед собой более серьезные задачи, нежели просто создать витрину, потому что так теперь у всех, то и навыки, и знания потребуются совсем другие.

Ольга, у Вас пятеро детей. Как у Вас получается совмещать свой блог, работу и семью?

Я не считаю себя гуру тайм-менеджмента (улыбается) и успеваю намного меньше, чем хотелось бы. Главное правило: расставлять приоритеты, успевать главное и уметь отпускать второстепенное. Ну невозможно успевать всё на 100%!

Остается ли у Вас время для себя? И как Вы отдыхаете и восполняете свою женскую энергию?

Долгое время мне было сложно находить время на себя из-за того, что у меня постоянно кто-то маленький… И сейчас младшему 4 года, он требует много внимания, как и остальные дети… Я из тех, кто умеет хорошо работать, любит учиться, а вот с отдыхом дела обстоят сложнее… Но я осваиваю эту науку! Пошла на пилатес, 2 раза в неделю. В планах — добавить в расписание занятия с тренером в тренажерном зале, массаж, спа. И очень хочется больше поездок и путешествий, мне кажется, это лучший способ перезагрузки.

Были ли Вы счастливы, если бы Вам больше не пришлось работать и дня?

Я считаю, что с такими желаниями нужно быть осторожнее, никогда не знаешь, как мироздание их интерпретирует и в каком виде исполнит (улыбается). Работу я люблю и отказываться от неё не планирую. Другой вопрос, что хочется расти, развиваться, повышать уровень заработка и иметь возможность больше и качественнее отдыхать.